Введение
Настоящая Концепция определяет современное состояние и перспективы развития клининговой деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года. Она направлена на формирование и реализацию комплекса мер в области развития клининговой деятельности в Российской Федерации и учитывает интересы потребителей услуг, в том числе граждан, организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) на различных объектах клининговой деятельности, производителей оборудования, препаратов и материалов.
Реализация настоящей Концепции даст позитивный социально- экономический эффект для отдельных муниципальных образований, будет содействовать динамичному социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, страны в целом, а также обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности человека, в том числе созданию условий для охраны здоровья населения, комфортному пребыванию населения в зданиях (в том числе, жилых домах), сооружениях и на прилегающих к ним территориях.
В Концепции обозначены направления совершенствования нормативно-правовой базы развития клининговой деятельности на федеральном уровне.
Концепция направлена также на развитие саморегулирования в клининге.
В соответствии с настоящей Концепцией клининговая деятельность в России будет саморазвивающейся и самодостаточной, не требующей государственного финансирования.
1. ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ
Понятия, используемые в настоящей Концепции, означают следующее:
«инфраструктура клининга» - совокупность предприятий и организаций, осуществляющих и обеспечивающих клининговую деятельность (в том числе разрабатывающих и выпускающих инвентарь, оборудование, профессиональные химические средства, текстильные и бумажные материалы для целей клининга), а также образовательные организации профессиональной подготовки кадров;
«клининговая деятельность», «клининг» - совокупность технологических процессов и организационных мероприятий, являющихся частью эксплуатации зданий, сооружений, территорий и транспорта, направленных на обеспечение и поддержание уровня чистоты и санитарного содержания указанных объектов, необходимого для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;
«клининговые услуги» - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в отношении объектов клининговой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
«объекты клининговой деятельности» - объекты, в отношении которых осуществляется клининговая деятельность, в том числе жилые и нежилые дома (здания и сооружения), включая прилегающие территории, транспорт и объекты транспортной инфраструктуры, объекты инженерной инфраструктуры и благоустройства;
«потребитель клининговых услуг» - органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, получающие клининговые услуги в отношении объектов клининговой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Клининговая деятельность включает в себя в том числе:
- удаление физических, химических и биологических загрязнений с различных поверхностей;
- санитарную обработку поверхностей конструкционных и отделочных материалов;
- поддержание и восстановление внешнего вида поверхности конструкционных и отделочных материалов;
- защитную обработку поверхностей материалов и элементов интерьера от физического, химического и микробиологического воздействия, скольжения;
- очистку наружных и внутренних поверхностей транспортных средств;
- удаление и сбор твердых бытовых отходов в местах их образования с разделением на фракции для их дальнейшей утилизации и захоронения;
- очистку кровель зданий и сооружений от крупного мусора, снега и наледи;
- производство оборудования, расходных материалов, производственного инвентаря;
- развитие научной базы клининговой деятельности.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ КЛИНИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целью развития клининговой деятельности является создание в соответствии с Конституцией Российской Федерации комфортных и безопасных условий жизнедеятельности человека.
Задачами развития клининговой деятельности в Российской Федерации являются также:
- организация эффективной деятельности по обеспечению и поддержанию уровня чистоты и санитарного содержания объектов клининговой деятельности, необходимого для обеспечения и поддержания благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- повышение эффективности и снижение затрат при эксплуатации объектов клининговой деятельности;
- поддержание на постоянном уровне эксплуатационных и эстетических свойств материалов и поверхностей зданий и сооружений с применением современных инновационных методов и технологий;
- создание условий для развития производства отечественного оборудования, препаратов для клининга, в том числе развитие научной базы клининговой деятельности;
- создание новых рабочих мест с высокой производительностью труда;
- создание условий для первичного сбора и разделения твердых бытовых отходов по видам для их дальнейшей утилизации и захоронения;
- постепенный переход к использованию международных стандартов клининговой деятельности.
3. СОСТОЯНИЕ И ФУНКЦИИ КЛИНИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
3.1. Состояние и проблемы развития клининговой деятельности в Российской Федерации.
На современном этапе развития рыночных отношений в Российской Федерации клининговая деятельность функционирует и активно развивается. Формирование этой сферы деятельности соответствует сложившимся мировым тенденциям развития безопасных и комфортных условий жизнедеятельности человека. Данная деятельность включает в себя оказание клининговых услуг по профессиональной уборке и очистке от загрязнений, связанных с внешними факторами (осадки, атмосферная пыль и грязь) и деятельностью человека (удаление отходов, загрязнений и отложений, возникающих в процессе промышленного и сельскохозяйственного производства, транспортировки, медицинской деятельности, строительства и благоустройства и т.д.), а также санитарную очистку помещений, производство сопутствующих товаров и препаратов, обучение кадров и т.д.
Клининговая деятельность успешно взаимодействует со всеми направлениями экономической деятельности.
До начала 1990-х годов этот сектор деятельности был по существу монополизирован и узко направлен: в Москве функционировала фирма «Заря», предлагавшая через сеть действовавших отделений и филиалов услуги по уборке квартир и мойке окон. Уже с 1992 года в Москве начали создаваться первые специализированные предприятия, оказывающие услуги по профессиональной уборке помещений, которые также организуют собственные структуры по торговле технологическим оборудованием и материалами, по обучению персонала.
За двадцатилетний период клининговая деятельность превратилась в высокотехнологичную сферу деятельности, включающую разработку и применение инновационных технологий, создание сложного оборудования, развитие технологий по изготовлению новых химических и биологических препаратов, и т.д. Интенсификация этой деятельности обусловлена рядом факторов:
- пониманием, что чистота, обеспечиваемая профессиональной уборкой, является одним из средств охраны здоровья населения;
- необходимостью собственников и пользователей объектов клининговой деятельности поддерживать данные объекты в надлежащем санитарном состоянии;
- формированием рыночных структур (банки, клубы, рестораны, офисы, гостиницы, супермаркеты и т.д.), продвижение и имидж которых во многом зависят от санитарного состояния, уровня чистоты рабочих помещений;
- ускорением темпов строительства зданий и сооружений, в том числе повышенной комфортности, требующих профессионального подхода к уборке;
- реформой ЖКХ, предоставляющей возможности в части уборки помещений.
В настоящее время в сфере клининга в Российской Федерации оказывают услуги более 400 компаний с численностью работающих свыше 350 человек в каждой, и большое число средних и мелких компаний. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что данная сфера способна не только успешно развиваться, но и занять достойное место в рыночной экономике. Так, анализ статистических данных (по оценкам Международной ассоциации клининговых организаций (ISSA) в 2009 г.), характеризующих сегмент по уборке помещений стран Евросоюза, показал, что в 2009 г. совокупный объем реализации клининговых услуг превысил 30 млрд. евро, а число занятых в данной сфере деятельности составило более 2,8 млн. чел. По показателю занятости этот сегмент занимает первое место в сфере услуг Европы.
В России этот вид услуг не достиг международного уровня и неравномерно представлен по регионам. Доминирующее положение по объему предоставления клининговых услуг занимают такие города и регионы, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Московская и Калининградская области, Республика Татарстан. В них сосредоточен наибольший потенциал жилых и нежилых зданий и сооружений, требующих профессионального подхода к уборке.
Несмотря на эффективное развитие клининговой деятельности, ее продвижение сдерживается в связи с наличием серьезных проблем. Эти проблемы связаны, в том числе, с отсутствием нормативной и правовой базы, регламентирующей правила и требования к клининговой деятельности, слабым развитием экономических форм продвижения клининговых услуг в регионах России, отсутствием образовательных программ государственного уровня, развивающейся недобросовестной конкуренцией и т.д.
3.2. Клининг как важнейший фактор улучшения условий жизнедеятельности человека.
Конституция Российской Федерации содержит положения, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, защита которых гарантируется государством. Среди них важнейшим является право человека на благоприятную среду обитания и на охрану здоровья. Данное положение основного закона страны получило развитие в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В Концепции определены направления обеспечения экологической безопасности страны и улучшения экологической среды жизни человека, включающие такое направление, как создание безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха.
Одним из инструментов по обеспечению благоприятных условий проживания человека становится профессиональная уборка и обеспечение соответствующего санитарным правилам состояния помещения. Профессиональная уборка обеспечивает удаление пыли, грязи, вредных органических соединений, выделенных из воздуха, с различных типов поверхностей. Высокая степень удаления загрязнений гарантирует качественный состав воздуха и благополучное гигиеническое состояние среды.
Поддержание чистоты должно быть гарантировано для всех сфер жизнедеятельности человека, во время работы и отдыха. В этой связи клининговая деятельность должна развиваться в направлении уборки офисных, торговых, производственных помещений. Особые требования должны предъявляться при уборке социально ориентированных объектов, объектов здравоохранения, предприятий общественного питания, организаций, реализующих продукты питания. Особое внимание следует обращать на отсутствие после уборки остатков препаратов, имеющих аллергические свойства, а также добросовестность исполнителя услуги в отношении имеющегося имущества.
Профессиональная уборка напрямую связана с длительностью эксплуатации зданий и помещений. Проведение систематической квалифицированной уборки позволяет увеличить нормативный срок эксплуатации здания на 30%. В связи с этим необходимо на всех этапах жизненного цикла здания, помещения (проектирование, строительство, эксплуатация, ремонт и утилизация) регламентировать условия проведения уборки, а также формы и методы оценки качества и безопасности работ.
Решающая роль должна быть отведена органам исполнительной власти, отвечающим за контроль и надзор за всеми видами строительных и эксплуатационных работ. Одной из проблем, сдерживающих развитие клининговой деятельности и, соответственно, улучшение среды обитания человека, является отсутствие правовой основы. До настоящего времени нет требований к клининговой деятельности в федеральных законах, технических регламентах, отсутствуют необходимые национальные стандарты, актуализированные санитарные нормы и правила, содержащие соответствующие требования к уборке и санитарному состоянию помещений.
4. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КЛИНИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Для эффективного развития клининговой деятельности в Российской Федерации необходимо:
- создание эффективной и комплексной системы нормативно-правового регулирования клининговой деятельности;
- необходимость привлечения инвестиций для развития клининговой деятельности;
- организация партнерства хозяйствующих субъектов и органов государственной власти;
- развитие клининговой деятельности как объекта регулирования и управления (специфика оказания услуг на различных объектах клининговой деятельности: жилых и нежилых домах (зданиях и сооружениях), включая прилегающие территории, на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, объектах инженерной инфраструктуры и благоустройства);
- использование лучших мировых стандартов и норм в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- создание системы саморегулирования в сфере клининговой деятельности;
- наличие системы профессиональной подготовки кадров.
5. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КЛИНИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К основным направлениям развития клининговой деятельности, обеспечивающим достижение целей, отнесено:
- обеспечение качества и безопасности оказываемых услуг;
- создание и совершенствование нормативной правовой базы клининговой деятельности;
- создание условий для развития добросовестной конкуренции;
- развитие инфраструктуры клининга;
- развитие саморегулирования в клининговой деятельности;
- подготовка и повышение квалификации кадров для обеспечения клининговой деятельности;
- создание системы информационной поддержки клининговой деятельности.
5.1. Обеспечение качества и безопасности оказываемых услуг. Одна из задач клининговой деятельности - удаление загрязнений и уход за материалами и поверхностями с целью обеспечения санитарной безопасности объектов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации. Клининговые услуги должны оказываться с использованием технологий и материалов, безопасных для человека, не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. Качество и безопасность клининговых услуг обеспечиваются при соблюдении стандартов клининговой деятельности, обеспечивающих выполнение работ квалифицированным персоналом, владеющим современными технологиями в сфере клининга, знаниями техники безопасности при проведении уборочных работ. Предлагаемые в соответствии с настоящей Концепцией к разработке нормативные правовые акты, а также изменения, вносимые в действующие нормативные правовые акты, будут обеспечивать качество и безопасность оказываемых услуг с учетом мировых стандартов.
5.2. Создание и совершенствование нормативной правовой базы клининговой деятельности. В связи с недостаточностью и фрагментарностью правового регулирования клининговой деятельности, а также для достижения целей развития клининговой деятельности необходимо принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие клининговой деятельности в Российской Федерации.
Федеральный закон «О клининговой деятельности».
Целью принятия данного закона является формирование основ клининговой деятельности, регламентирующих на федеральном и региональном уровне правовые нормы и требования к содержанию объектов, необходимых для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Законом предлагается определить применяемую терминологию, в том числе понятия «клининговая деятельность», «инфраструктура клининга», «клининговые услуги», субъектов правоотношений.
Также необходимо законодательно определить объекты клининговой деятельности, выделив такие, как:
- жилые и нежилые дома (здания и сооружения), включая прилегающие территории;
- транспорт и объекты транспортной инфраструктуры;
- объекты инженерной инфраструктуры и благоустройства.
В связи с наличием особенностей оказания услуг, необходимо нормативно-правовое регулирование следующих групп объектов клининговой деятельности:
1) объекты, связанные с производством и реализацией пищевых продуктов;
2) объекты здравоохранения и социального назначения (детские сады,школы, дома престарелых и т.д.);
3) иные объекты, не входящих в две первые группы.
Указанные выше классификации объектов по группам необходимы для установления специальных требований к ним.
Среди целей указанного закона выделяются также:
- создание правовой основы для применения утверждаемых Правительством Российской Федерации стандартов клининговой деятельности;
- установление обязательных требований к договору на оказание клининговых услуг (такие, как определение группы объектов клининговой деятельности) и утверждение примерной формы такого договора;
- создание основы для развития саморегулирования как гарантии оказания качественных услуг, добросовестной конкуренции и механизма контроля за деятельностью организаций в сфере клининга.
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении стандартов деятельности при оказании клининговых услуг».
Указанное постановление Правительства Российской Федерации направлено на формирование единых стандартов деятельности при оказании клининговых услуг (далее - Стандарты деятельности). Необходимость разработки и утверждения Стандартов деятельности связана с отсутствием профессиональных основ клининговой деятельности.
Предлагается установить, в том числе, следующие стандарты:
- стандарт требований к квалификации организаций, осуществляющих клининговую деятельность;
- стандарт требований к качеству клининговых услуг. Среди требований особое внимание уделяется безопасности жизни, здоровья, сохранности имущества потребителя клининговых услуг, санитарно-гигиеническим требованиям, охране окружающей среды, удобству для жизни и труда потребителей, использованию сертифицированных химических средств, безопасного инвентаря и оборудования;
- стандарты технологии проведения уборки применительно к различным объектам клининговой деятельности, в том числе порядок разделения на фракции твердых бытовых отходов с целью их дальнейшей утилизации и захоронения;
- стандарт оценки качества результатов клининговой деятельности.
Постановление Правительства Российской Федерации устанавливает перечни стандартов, которые могут и должны быть у организаций, занимающихся клининговой деятельностью, устанавливает также порядок взаимодействия с саморегулируемыми организациями в сфере клининга, соотношение с национальными и международными стандартами.
Стандарты деятельности необходимы потребителям клининговых услуг для:
- понимания того, какие действия должны и могут предприниматься для обеспечения надлежащего санитарного состояния объектов клининговой деятельности;
- определения перечня клининговых услуг при заключении договоров;
- сравнения стоимости клининговых услуг;
- анализа и контроля расходов средств на оказание этих услуг;
- контроля качества оказываемых клининговых услуг.
Стандарты деятельности необходимы специалистам и организациям, оказывающим клининговые услуги, для:
- подготовки предложений потребителям клининговых услуг;
- описания своего круга обязанностей;
- планирования конкретных видов работ и услуг;
- экономического анализа результатов деятельности.
Стандарты деятельности являются основой для обеспечения и развития системы обучения специалистов и оценки профессиональной квалификации (стандарты профессий, аттестация специалистов, сертификация компаний).
Стандарты деятельности являются основой формирования договорных отношений на различных объектах клининговой деятельности.
Изменение действующего законодательства.
В целях создания правовой основы клининговой деятельности необходимо также внести изменения в законодательство Российской Федерации в области правового регулирования проектирования, строительства, эксплуатации жилых и нежилых домов (зданий и сооружений), включая прилегающие территории, объектах промышленного назначения; на транспорте; объектах транспортной инфраструктуры, объектах социально-культурного и медицинского назначения); при управлении многоквартирными домами.
Необходимо внести изменения в акты о техническом регулировании, в том числе в части нормирования и оценки соответствия. Эти нормы должны лечь в основу деятельности по оказанию клининговых услуг, при производстве оборудования, расходных материалов, производственного инвентаря.
Контроль за соблюдением законодательства о регулировании клининговой деятельности должен осуществляться с участием органов государственной власти Российской Федерации.
Для достижения целей клининговой деятельности предлагается установить требования к проектированию, строительству, эксплуатации объектов клининговой деятельности путем внесения соответствующих изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Оказание клининговых услуг в государственных организациях занимает особое место в связи с социальной значимостью большинства объектов (в том числе детские, учебные, медицинские учреждения), целесообразно внести изменения в Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части обеспечения оказания клининговых услуг профессиональными организациями, отвечающими особо высоким требованиям. Целесообразно утвердить основные требования к конкурсной документации и конкурсным предложениям участников на выполнение работ в сфере клининга и примерные условия договора на оказание услуг на различных объектах клининговой деятельности.
5.3. Создание условий для развития добросовестной конкуренции. В целях развития добросовестной конкуренции необходимо создать благоприятные экономические, технологические и социальные условия на рынке клининговых услуг. В настоящее время в клининговой деятельности сформировалась конкурентная среда, которая имеет следующие особенности: региональный характер, высокий уровень конкуренции, ориентация на отдельные объекты клининговой деятельности и др.
Сегодня на рынке клининговых услуг присутствуют все формы недобросовестной конкуренции. Действенным инструментом развития конкуренции должно стать: разработка специального федерального закона, внесение изменений в отдельные нормативно-правовые акты, регулирующие положения о конкуренции, утверждение стандартов клининговой деятельности, а также формирование корпоративной этики, заключение договоров оказания клининговых услуг на тендерной основе с учетом качественных характеристик предоставляемых услуг, создание консалтинговых служб, разработка программ развития клининга, формирование «узнаваемых» брендов и товарных знаков, развитие системы франчайзинга. Это поможет сформировать рынок добросовестных организаций в данной сфере.
Развитие добросовестной конкуренции обеспечивается, в том числе, путем создания общественных организаций, объединений хозяйственных обществ, оказывающих клининговые услуги. Разрабатываемые внутренние стандарты указанных субъектов, а также дополнительная ответственность ассоциации позволяют развивать конкуренцию с участием организаций, обеспечивающих оказание качественных услуг. Также целесообразно введение системы страхования рисков возможного ущерба и потенциального вреда, причиненного при оказании клининговых услуг и применении оборудования и препаратов.
5.4. Развитие инфраструктуры клининга. Характерной особенностью клининга является развитие в зависимости от особенностей региона Российской Федерации. Также инфраструктура клининга развивается по объектам клининговой деятельности.
Развитие инфраструктуры клининга неразрывно связано как с внутренней, так и с внешней экономической, социальной и политической ситуацией, то есть зависит от товаропроизводителей, миграции рабочей силы, движения финансовых потоков и т.д.
К инфраструктуре клининговой деятельности относятся, в том числе: организации, оказывающие различные виды клининговых услуг; организации, специализирующиеся по отдельным видам работ (услуг), в том числе в области здравоохранения, автомобильной промышленности, производстве пищевых продуктов; производители оборудования, препаратов и материалов, а также обучающие центры и образовательные учреждения, осуществляющие подготовку кадров в данной сфере.
Среди проблем, связанных с инфраструктурой клининга, выделяются: преобладание импортных препаратов и оборудования, слабое развитие производства отечественных препаратов и оборудования, отставание в разработке и использовании инновационных технологий, слабая подготовка кадров, что влечет необоснованное удорожание клининговых услуг.
Приоритетным направлением работ по созданию промышленного производства, связанного с предоставлением клининговых услуг, должна стать поддержка и стимулирование отечественных производителей оборудования и материалов, химических, биологических и нано препаратов. При этом должен быть сформирован комплекс организационно- экономических мер, стимулирующих развитие отечественного производства препаратов и оборудования на базе современных разработок.
5.5. Развитие саморегулирования в клининговой деятельности. Саморегулирование должно стать одной из основ развития клининговой деятельности в целях учета интересов потребителей клининговых услуг, предупреждения причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, повышения качества оказания клининговых услуг.
Отдельное внимание должно быть уделено функцям, стандартам и правилам саморегулируемых организаций.
Функциями саморегулируемых организаций в сфере клининга будут являться:
- добровольное объединение всех добросовестных предпринимателей в единую организацию;
- гарантии получения потребителем клининговых услуг соответствующих стандартам;
- формирование и обеспечение реализации стандартов клининговой деятельности;
- взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для разработки нормативных правовых актов, добросовестного проведения тендеров, оказания содействия отечественным компаниям, производящим импортозамещающие товары;
- защита интересов членов саморегулируемых организаций;
- создание национального объединения саморегулируемых организаций в сфере клининга;
- создание единой системы нормирования оказания клининговых услуг, стандартизация внутренних документов членов саморегулируемых организаций (правил, инструкций, процедур и
др.);
- популяризация деятельности и информирование населения и предпринимателей о преимуществах современных клининговых услуг;
- оказание консалтинговых услуг членам саморегулируемых организаций и помощь в разработке документации для сертификации по международным и национальным стандартам;
- развитие всех форм поддержки клининговой деятельности, в том числе профессиональных выставок;
- содействие в организации профессиональных учебных центров по повышению квалификации исполнителей услуг в области законодательства, новейших технологий, оборудования и химических средств;
- содействие при разработке учебных программ, пособий и рекомендаций для государственных и негосударственных учебных заведений, учебных центров по повышению квалификации кадров.
5.6. Подготовка и повышение квалификации кадров для обеспечения клининговой деятельности. Проведение мероприятий по подготовке и повышению квалификации работников, оказывающих клининговые услуги, позволит изменить структуру занятости в пользу более квалифицированного и высокооплачиваемого персонала, а также использовать современные технологии и оборудование, что в конечном итоге приведет к повышению качества оказываемых клининговых услуг и уменьшению финансовых затрат на достижение целей клининговой деятельности.
Указанные мероприятия позволят также снизить процент иммиграции в Российскую Федерацию низкоквалифицированной рабочей силы, создавая привлекательность работы в клининге для граждан Российской Федерации.
Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров должно проводиться для всех уровней работников, занятых клининговой деятельностью.
В связи с высокой долей мигрантов, занятых в клининговой деятельности, целесообразно совместно с миграционными службами и посольствами соответствующих государств разработать программу подготовки иностранных специалистов, которые могли бы проходить обучение профессиям, связанным с оказанием клинговых услуг, и улучшать знание русского языка.
Одним из инструментов реализации подготовки и повышения квалификации кадров может стать созданный на базе саморегулируемых организаций клининговой деятельности единый организационно- методический центр, обеспечивающий координацию и развитие образования в клининговой сфере.
Особое внимание следует уделить созданию научной базы клининговой деятельности, направленной на проведение исследований с целью изучения влияния загрязнений различного характера на здоровье людей, определение допустимого уровня загрязнений для помещений различного типа, проведение научных исследований с целью разработки инновационных эргономичных технологий при оказании клининговых услуг, обеспечивающих повышение санитарной безопасности среды обитания человека, включая безопасность персонала, осуществляющего клининговую деятельность.
5.7. Создание системы информационной поддержки клининговой деятельности и проведение работ по ее продвижению на региональный, национальный и зарубежный рынки. В Российской Федерации целесообразно создать информационный ресурс, содержащий данные об организациях, оказывающих услуги в сфере клининга. Данный ресурс позволит контролировать качество оказываемых услуг, доводить до потребителей клининговых услуг объективную информацию об организациях, оказывающих клининговые услуги.
Создание указанной информационной системы предлагается без осуществления государственного финансирования за счет средств саморегулируемых организаций.
Средствами информационной поддержки клининговой деятельности могут быть сеть Интернет, средства массовой информации, реклама (в том числе социальная, направленная на формирование у населения уважительного отношения к чистоте).
6. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ КЛИНИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ При гармонизации стандартов клининговой деятельности, принятых в Российской Федерации, и международных стандартов такой деятельности, развития клининговой деятельности важную роль играет взаимодействие с зарубежными и международными организациями, осуществляющими клининговую деятельность.
Данное сотрудничество может способствовать разработке профилактических мероприятий в целях исключения распространения опасных инфекционных заболеваний (туберкулеза, холеры и т.п.), возникающих при миграции населения.
Международное сотрудничество в целях развития клининговой деятельности целесообразно организовывать по следующим направлениям:
- развитие международной системы сертификации клининговых услуг, гармонизированной с отечественными системами сертификации;
- создание совместных предприятий по производству современного технологического оборудования с привлечением иностранных инвестиций;
- совместная подготовка кадров;
- взаимодействие с Международной организацией по стандартизации;
- разработка методов стимулирования отечественных клининговых организаций, получивших сертификаты по международным системам;
- проведение совместных исследований и научный обмен экологически безопасными инновационными клининговыми технологиями;
- организация международных выставок, конференций, семинаров.
7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КЛИНИНГА Государственное регулирование клининговой деятельности должно быть направлено в том числе на развитие клининга как самостоятельного вида экономической деятельности, развитие добросовестной конкуренции, инновационного российского производства оборудования, препаратов и материалов, повышение инвестиционной привлекательности клининговой деятельности, обеспечение выполнения требований стандартов клининговой деятельности.
Государственное регулирование клининговой деятельности целесообразно проводить с участием:
-Министерства регионального развития Российской Федерации как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства;
-Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка;
-Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации как федерального органа исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления;
-Министерства экономического развития Российской Федерации как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, формирования федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработке и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации.
Для достижения указанных в настоящей Концепции целей при осуществлении клининговой деятельности на национальном и региональном уровнях могут применяться льготы по налогам для налогоплательщиков, предусмотренные законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о налогах и сборах (для организаций, которые предоставляют услуги социально значимым структурам и малообеспеченным гражданам, а также организациям, производящим импортозамещающие химические препараты и материалы). При этом использование таких льгот создаст условия для инвестирования в экономику регионов отечественного и зарубежного капитала.
Учитывая высокую социальную значимость клининговой деятельности, обеспечивающей качество и безопасность среды обитания, ее развитие следует осуществлять на основе системы долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования. Благоприятная экономическая база может быть создана в том числе путем разработки и реализации целевых государственных и региональных программ, направленных на развитие клининговой деятельности.
Заключение
Реализация поставленных в настоящей Концепции задач является одним из механизмов создания и поддержания уровня чистоты и санитарного содержания зданий, сооружений, территорий и транспорта, необходимых для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, обеспечивает качество и безопасность клининговых услуг.
Развитие клининговой деятельности осуществляется в два этапа.
Первый этап развития - с 2012 до 2015 года - подготовка нормативно- правовой основы клининговой деятельности, в том числе разработка и принятие закона о клининговой деятельности, стандартов клининговой деятельности, формирование инфраструктуры клининга, популяризация клининга, реализация различных форм продвижения и поддержки клининговой деятельности, развитие саморегулирования в указанной деятельности.
Второй этап - с 2016 до 2020 года - развитие инфраструктуры клининга, обеспечение обязательности применения стандартов клининговой деятельности.
Реализация настоящей Концепции влечет достижение положительного экономического эффекта для Российской Федерации и ее регионов вследствие:
- роста занятости населения, создания новых рабочих мест с частичным и полным рабочим днем, в том числе для молодежи, лиц пенсионного возраста, неквалифицированных работников, малообеспеченных слоев населения, лиц с ограниченными физиологическими возможностями;
- улучшения санитарного состояния социальных объектов государственной и муниципальной собственности, жилых и общественных зданий, промышленных предприятий, транспорта;
- развития жилищного фонда, системы бытовых услуг;
- эффективного расходования средств при эксплуатации и обслуживании федеральных и муниципальных объектов в сферах здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства;
- создания условий для первичного сбора и разделения твердых бытовых отходов по видам для их дальнейшей утилизации или переработки; развития малого и среднего бизнеса; налоговых поступлений в бюджет;
- развития отечественного производства расходных материалов, химических средств и оборудования для клининга.