Новости Аналитика Мероприятия по клинингу Клининговые компании Службы дезинфекции Учебные центры О сайте
**

Клининговый пердимонокль

В начале кризиса большинство компаний, формируя свои бюджетные планы, намеревались отказаться от услуг специализированных клининговых фирм. Результаты элементарного расчета показывали, что собственный штат уборщиков обойдется значительно дешевле.

Уже в первом квартале 2009 года рынок профессиональных клининговых услуг потерял более 40% клиентов. Логично предположить, что падение спроса должно было привести к банкротству компаний и массовому оттоку игроков с рынка. Однако случился парадокс. Из бизнеса вышли лишь единицы, зато число желающих заработать на клининге выросло в разы. По данным Ассоциации русских уборочных компаний, в 2009 году прирост рынка составил 10–15% и сейчас в Петербурге работает около 200 клининговых компаний. Около 70% рынка занимают 20 крупных фирм, остальные – по большей части новички, образовавшиеся на волне кризиса.

Как мухи на мед

Аналитики рисуют рыночные портреты новых клинеров следующим образом. Первая группа – это собственники коммерческой недвижимости, отказавшиеся в начале кризиса от услуг профессиональных компаний и открывшие собственные клининговые подразделения. Вторая группа – строительные и управляющие компании, которые получают заказ, а потом нанимают клининговые компании на аутсорсинг, заставляя последних сбавлять цену. К третьей можно отнести предприятия, созданные специально под клиента (особенно эта тенденция характерна в сегменте госструктур). К четвертой – новые фирмы, которые были образованы сотрудниками крупных клининговых компаний, попавшими на волне кризиса под сокращение.

Для ветеранов клининга молодые фирмы стали серьезной проблемой. Последние предлагают демпинговые расценки, в результате чего общее ценовое снижение по рынку достигло 25%. По словам генерального директора компании «МТЛ. Эксплуатация недвижимости» Дмитрия Ханжина, сейчас ежедневная уборка квадратного метра площади в бизнес-центре в среднем оценивается в 38 руб., стоимость клининговых услуг в торговом центре находится на уровне 28 руб. за «квадрат», работа на территории склада и промышленного предприятия оплачивается в диапазоне от 7 до 14 руб. за кв. м. «Минимальная цена, на которую может согласиться клининговая компания, – это себестоимость. Для «приличных» офисных объектов это примерно 28 руб. за кв. м площади», – объясняет он.

Однако молодые компании декларируют цены в два, а то и в три раза ниже. Компания «Клинтек Сервис», например, поддерживающую уборку торговых помещений площадью более 1 тыс. кв. м предлагает по 15 руб. за «квадрат», а бизнес центров – по 18 руб.

Крупные игроки рынка убеждены, что бросовые цены, предлагаемые недавно появившимися на рынке компаниями, дестабилизируют рынок. Зачастую для работы на крупных объектах нанимают гастарбайтеров, используются дешевая техника, некачественные инвентарь и бытовая химия. «Количество нелегальных провайдеров уборочных услуг, к сожалению, велико. Они не соблюдают стандартов качества и технологий современной клининговой отрасли, не обеспечивают потребителям должного и эффективного результата», – объясняет президент ассоциации русских уборочных компаний Юрий Рябичев.

Дмитрий Ханжин также обеспокоен снижением уровня сервиса в клининговом бизнесе, поскольку это сказывается на репутации всех игроков и снижает доверие к ним. «Лидеры рынка всегда готовы предложить качественные услуги заказчику, но нужно понимать, сколько они должны стоить. Конечно, в период кризиса клининг пострадал первым из-за нежелания собственника платить за «неочевидный» для него уровень сервиса», – говорит он.

По мнению экспертов, многих новичков привлекает невысокая стоимость «входного билета» на клининговый рынок. Стартового капитала в 300 тыс. руб. бывает достаточно, чтобы начать свое дело. «Несмотря на высокую технологичность современной профессиональной уборки, организация клинингового бизнеса не требует больших инвестиций и окупается, как правило, в течение одного-полутора лет», – считает Юрий Рябичев. А Дмитрий Ханжин уверен, что «отбить» инвестиции в клининг можно в еще более короткий срок. «Все, конечно, зависит от того, на какой объект вы «заходите», – поясняет он. – По нашей практике «входные» вложения составляют от полутора до четырех стоимостей услуги в месяц».

Впереди – светлое будущее

Функционирование рынка профессионального клининга находится в прямой зависимости от развития рынка недвижимости и ввода новых площадей. По данным Ассоциации русских уборочных компаний, обслуживание объектов коммерческой недвижимости составляет 85% заказов в клининге. Остальные 15% приходятся на промышленный и транспортный сегменты, медицинские и образовательные учреждения, жилые помещения, а также объекты досуга. Однако заполняемость коммерческих помещений по итогам 2009 года снизилась на 15–20%, что заставило управляющие компании пересмотреть свои бюджеты на клининг, сократив их на 20–30% от докризисного уровня. Из-за того что заказчики стремятся получить максимально дешевые услуги, рентабельность этого бизнеса составляет сегодня всего 10%, хотя оптимальной считается цифра в 20–25%.

Между тем в большинстве случаев владельцы недвижимости и управляющие компании отказываются от создания собственных клининговых служб. «Создание собственной клининговой службы требует формирования дополнительного штата сотрудников с вытекающими отсюда выплатами и расходами на уборочный инвентарь и оборудование, – объясняет партнер и директор по развитию компании LCMC Константин Костин. – Поэтому многие организации сегодня все же обращаются за этой услугой к клининговым компаниям. Однако все зависит от формата конкретного объекта: для небольших комплексов создание собственной клининговой службы может оказаться рентабельнее, чем привлечение аутсорсинговой компании». Аналогичного мнения придерживается и Дмитрий Ханжин. «Все зависит от обслуживаемой площади и сложности работ. На площади до 1 тыс. кв. м выгодно содержать свой штат. При увеличении площадей уже необходимо иметь дорогостоящую специализированную технику. Тогда выгоднее привлекать стороннюю организацию, чтоб не отвлекать собственные ресурсы – как денежные, так и временные», – объясняет эксперт.

Таким образом, можно предположить, что будущее у клинеров может быть. Эксперты также прогнозируют, что увеличение объема работ на рынке клининговых услуг в 2010 году обеспечит также начавшийся процесс размораживания строек и введение в эксплуатацию новых строительных объектов.

  Татьяна Елекоева



Деловая Недвижимость, 2010-05-13
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем.
Добавить

Комментарии

Аналитика

 За год в Калининграде спрос на бытовые услуги вырос на 34%. В Калининграде спрос на бытовые услуги за год вырос на 34%. Об этом сообщают аналитики «Авито» в...

 Миллениалы больше других офисных работников обеспокоены гигиеной в офисе. Становится все более очевидным, что чистота и гигиена на рабочем месте — уже не просто приятное...

 Чистота рук влияет на работу компаний. Исследование, проведенное компанией Essity и торговой маркой Tork, доказало, что чистые руки могут...