Автомобиль не роскошь, а средство передвижения - гласит афоризм. И чтобы это средство передвигалось, ему требуется топливо. Автозаправочные станции жизненно важны для любого города, и их становится все больше. Клиент теперь может выбирать, но не только высокое качество топлива и сервиса привлекает посетителей, но и аккуратный внешний вид.
Клининговые компании и производители предлагают владельцам АЗС широкий выбор услуг и продукции. Как относится руководство автозаправочных станций к клинингу и относится ли вообще? Мы можем лишь предполагать или судить о положении из слов самих клининговых и торговых компаний. Но объективность предполагает, как минимум, две стороны. Предоставим слово второй стороне - автозаправочным станциям. Со своей просьбой - рассказать о ситуации с уборкой АЗС - мы обратились к Владимиру Николаевичу Чуйко, заведующему сетью крупных новосибирских АЗС компании "Беркут".
- Владимир Николаевич, скажите, кто поддерживает чистоту на АЗС?
У нас на каждой заправке работает дворник, который убирает территорию от мусора, бумажек, чеков, а зимой от снега. Также убирает подъездные и выездные пути. На каждой заправке только один дворник и, чаще всего, это женщина. Женщины работают гораздо лучше, чем мужчины. В самих сооружениях убирают операторы. Они делают сухую и влажную уборку, моют полы. А по пятницам проходит генеральная уборка с участием старшего оператора. Дворник также делает влажную уборку, если это нужно. Очищает колонки, используя для этого "Мистер Мускул", "Mr. Propper". Каждый дворник убирает разное количество квадратных метров, доходит даже до тысячи и больше - все зависит от уровня конкретной АЗС, на которой дворник работает.
- Какие средства и оборудование вы используете?
Мы закупаем и развозим химию по всем станциям. Это спреи, порошки, ветошь, чистящие салфетки, освежители воздуха - все, что нужно для уборки. Мы используем только бытовую химию, потому что профессиональная, во-первых, дорогая, а во-вторых, мы не можем отследить сохранность химии. Все же в России живем, вы же понимаете. Также у дворника в арсенале есть профессиональная ручная подметательная машина. Дворник ее просто катит, и легкий мусор просто и достаточно эффективно собирается в контейнер. Мы называем это "малой механизацией". У нас эти машины уже два года. Кто-то принес какой-то проспект, мы заинтересовались. Купили сначала на одну заправку, потом на вторую - сейчас такие машины есть на каждой из десяти АЗС нашей сети. Кроме кассы и колонок на наших заправочных станциях иногда можно увидеть магазинчики сопутствующих товаров, там, конечно, тоже нужно убирать. Этим занимается наш дворник за небольшую доплату. А недавно мы закупили роторную снегоуборочную технику, но она тяжела в управлении для женщины. К тому же, эти машины ручные, это также осложняет труд женщины-дворника. Мы заводим эти машины только тогда, когда нужно почистить территории, не доступные для трактора: где узко или неудобно подъехать.
От мусора мы избавляемся организованно: мы заключили договор с ЖКХ. Два раза в неделю они приезжают и вывозят мусор из контейнеров, если этой частоты не хватает, то заказываем дополнительные машины.
- Как очищают емкости ГСМ?
Емкости ГСМ, конечно, есть на любой заправочной станции. Эти емкости изолированы, если что-то проливается из них, то отвечают за очистку дворник и старший оператор - топливо засыпают песком и помещают в специальный контейнер для загрязненных нефтепродуктов, а затем это все утилизируется. Сама емкость, конечно, загрязняется, как минимум, ржавеет. Рекомендуют держать емкости заполненными на 95 %, но, конечно, это возможно не всегда. У нас есть специальный комплекс мероприятий по зачистке резервуаров: есть своя лаборатория, которая берет донные пробы топлива, определяя процент примесей, если процент большой, то производится очистка. Вода откачивается насосом, емкость развинчивается. Специалист надевает защитную экипировку, спускается в резервуар и механически, ветошью и скребком, удаляет грязь. В среднем, вместимость емкости - 5 кубометров, один человек очищает ее примерно за час. И так делают везде!
- Есть ли проблемы, с которыми вы пока не можете справиться?
В целом, нас устраивает уровень уборки на АЗС. Но есть загрязнения, с которыми нам сложно бороться - это загрязнения от пролива солярки. Если кто-то пролил случайно бензин, то он быстро испарится, он легкий. А солярка - это тяжелый маслянистый продукт, если даже вытереть ее, то все равно остается пятно. Мы используем для борьбы с такими загрязнениями разные бытовые химикаты, они помогают, но остаются последствия - пятна, которые невозможно убрать.
- Какое время года самое "напряженное" для дворников?
Это зима, зимой основное загрязнение - это снег. Для его уборки дворник использует лопаты и скребки, а если снега много, то на станцию направляется трактор. Мы располагаем пятью тракторами, есть самосвалы и КамАЗы. Если начинается сильный снегопад, то мы отправляем технику на все АЗС по очереди. И тогда первоочередная задача дворника - расчистить путь до колонок, а затем раскидать снег с территории всей станции, а там уже тракторы собирают его и вывозят. Рабочий день дворника - с 8 до 16-17, а сами АЗС работают круглосуточно, и если возникают сильные загрязнения, то ночью убирают сами "пистолетчики". Но когда снега очень много, то приходится выходить и в выходные. Еще одна большая проблема зимой - лед. Станция должна быть чистой и безопасной, и когда появляется даже небольшой наст дворник обязан убрать его скребком. И когда выглядывает солнышко - чистый асфальт подсыхает, и все выглядит прекрасно! И мы следим за чистотой на наших заправочных станциях с самого основания компании, когда еще не было техники, то нанимали грейдеры, они за ночь все вычищали. А потом стали потихоньку обзаводиться собственной техникой. Каждый хозяин должен заботиться о своем хозяйстве. Кому понравится, выйдя из автомобиля, войти в лужу или на лед? Да лучше я проеду дальше, но не замочу ноги.
- О каких новинках клинингового оборудования вам известно?
Мы особо не следим за новинками сферы клининга. Нам звонят, конечно, предлагают разную технику: пылесосы, пылеводососы, пылесосы самообслуживания. Одна компания даже работала на территории одной из заправок, но эта техника там не прижилась. Ведь человек въезжает на заправку, только чтобы заправиться и уехать. У всех у нас есть свои дела, а бездельников на машинах не много, процент тех, кто может себе позволить болтаться по территории, пока ему чистят машину, вообще минимальный. Вот этой компании мы выделили территорию, дали розетку, ничего с них не брали, но они посидели 2 месяца и исчезли. А зимой все это тем более не удобно - лучше заехать на мойку, там тепло, да и кофе угостят.
Подведем итоги: АЗС - прогрессивная сфера деятельности, но не во всех областях. И клининг, к сожалению, относится к ним. Чистота на АЗС - это важнейший фактор, и с этим согласно руководство любой автозаправочной станции, поэтому все борются с загрязнениями своими, чаще всего не слишком прогрессивными методами. К счастью, некоторые компании все же стараются повысить качество уборки своих АЗС - приобретают профессиональную технику и инвентарь. Но до полноценного клининга на заправочных станциях еще далеко, и дело здесь не только в деньгах, но и в отношении к необходимости перемен. Ведь еще Герберт Спенсер писал: прогресс - не случайность, а необходимость.