Оплата услуг по уборке помещений может «съедать» немало средств налогоплательщиков-«упрощенцев». Конечно, самым логичным для «15-процентщиков» было бы учесть такие расходы при расчете единого налога. Остается лишь сверить такое закономерное желание с возможностями, которые им диктует Минфин.
Стремление налогоплательщиков учесть при отчислениях средств в пользу государственной казны суммы, которые они истратили на уборку помещений, вполне понятно. Ведь применять в повседневной практике так называемые «клининговые» услуги – объективная необходимость. И уж точно никакой связи между налоговым режимом и необходимостью убирать лестницы, коридоры и уборные нет: тех же «упрощенцев» в не меньшей степени терзают желания сэкономить если и не на уборке, то хотя бы на налогах.
Ситуация значительно усложняется, если «спецрежимщик» заключает договор с другой организацией на оказание клининговых услуг для содержания в нормальных санитарно-гигиенических условиях арендованных помещений. Можно ли такому налогоплательщику учесть затраты на подобные услуги при исчислении базы по единому налогу?
Недавно эту проблему осветило главное финансовое ведомство страны. В результате творческих усилий из-под пера чиновников Минфина вышло письмо от 15 ноября 2007 г. № 03-11-04/2/277. Итак, какой образ действий предлагают финансисты?
«Клининга» в перечне нет
Первой идеей, которая может прийти в голову бухгалтеру фирмы, применяющей УСН с объектом «доходы минус расходы», – отнести клининговые затраты к материальным (ст. 254 НК), обладающим наравне с перечисленными в статье 346.16 Налогового кодекса «снижающими» свойствами с целью исчисления «упрощенного» налога. Например, в качестве расходов на услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК).
Однако Минфин подобный маневр не одобряет. Чиновники считают, что уборка коридоров и лестниц не носит производственный характер. И действительно, трудно было бы представить, что санитарно-гигиенические процедуры можно поставить на одну планку с производством продукции или обработкой сырья. А вот отнести «уборочную» деятельность к техническому обслуживанию основных средств и другим подобным работам – запросто. Однако и здесь финансисты не согласились с логикой налогоплательщиков. На сей раз в обоснование своей позиции специалисты ведомства указали, что расходы на те услуги, которые напрямую не указаны в законодательстве, не могут быть включены в налоговую себестоимость. А об уборке помещений в Кодексе не сказано ни слова.
Разумеется, «упрощенцы» могут и не послушаться рекомендаций Минфина, однако в этом случае налогоплательщиков, скорее всего, будут ждать неприятности в виде претензий со стороны инспекторов.
Надо сказать, что подобное мнение озвучивается представителями министерства отнюдь не в первый раз, что, впрочем, неудивительно: чиновники имеют определенную страсть урезать список дозволенного к списанию в качестве «налоговых» расходов. Примером послужит письмо от 9 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/95, в котором финансисты запретили организации учитывать в составе затрат расходы на вывоз мусора и отходов с принадлежащей ей территории.
Добро на «материальность» затрат
Интересно, что Минфину претит списание отнюдь не всех «очистительных» затрат налогоплательщиков. Так, если организация самостоятельно закупает моющие средства и инструменты для проведения уборки, то такие траты учесть при обложении все-таки можно. Свое одобрение на отнесение покупку таких ценностей к затратам, снижающим «упрощенную» базу, чиновники подтвердили письмом от 1 сентября 2006 г. № 03-11-04/2/182. Именно в указанном комментарии разъясняется, что данные покупки совершаются для хозяйственных нужд, а, значит, соответствуют требованиям подпункта 2 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса.
В заключение хотелось бы отметить еще один приятный момент: оплата клининговых услуг отдельных организаций все же признается материальными расходами. Так, эксперты журнала «Нормативные акты для бухгалтера» напомнили, что если помещение «чистят» сотрудники Госсанэпиднадзора, то такие действия напрямую связаны с контролем за соблюдением технологических процессов. Кстати, об этом извещают и сами финансисты (письмо Минфина от 6 сентября 2005 г. № 03-11-04/2/66).