Кризис – время захвата рынка. Пока крупные клининговые компании Петербурге пытаются сохранить доходность бизнеса, расплодившиеся мелкие конкуренты занялись переманиванием клиентов демпинговыми ценами.
Новички-агрессоры
С началом мирового финансового кризиса на петербургском рынке клининга появилось много новых игроков. По данным «Ассоциации российских уборочных компаний Санкт-Петербург», на сегодняшний момент в Петербурге работает более 200 компаний, из которых 10-15 занимают основную (60-70%) долю рынка. На запрос «клининг в Петербурге» поисковик выдает сотни ссылок на красочные сайты разнообразных клининговых компаний. Открываем первые десять и понимаем, что семь компаний из десяти были открыты в 2009-м или в конце 2008 года. Данные о времени создания компании все они, понятное дело, опускают, зато сайт без упоминания скидок найти сложно. Разброс цен на одни и те же услуги оценивать лучше даже не в процентах, а в разах. Компания «Клинтек Сервис» анонсирует цены на поддерживающую уборку площадей бизнес-центра – от 18 руб. за кв. метр. Минимальная стоимость уборки офиса специалистами компании Go! Cleaning – 45 руб. за кв. метр. Ценник компании «Импекс Клининг Нева» на услугу ежедневной комплексной уборки охватывает диапазон от 25 до 112 руб. за кв. метр.
«Цены на рынке клининговых услуг снижались последовательно в три этапа сразу после начала кризиса, - рассказывает заместитель генерального директора по маркетингу компании «ОМС» Евгений Козлов. - Тогда цены в некоторых отраслях снизились вдвое (например, на 50% пришлось сократить цены на клининг для автосалонов). В среднем цены на клининговые услуги сократились на 20-25% и стабилизировались».
Старший менеджер отдела клининга ООО «Кросс Нева» Заур Магерранов считает, что цены на клининговые услуги сократились на 15%, то есть как раз на столько, на сколько они были завышены на растущем рынке. «Конечно, некоторые компании ставили ценовую планку еще выше, так как предоставляли очень высокого качества услуги (у них был действительно высококвалифицированный персонал, дорогое оборудование), - рассказывает господин Магерранов. - И эти компании могли себе это позволить, так как клиенты шли к ним за качеством, а не за низкой ценой».
Примерно похожие показатели завышенности цен на клининг озвучивает и Евгений Козлов из компании «ОМС»: «Если цены и были завышены, то в пределах 10%, так как в Петербурге очень жесткая конкуренция на этом рынке. Компаний, предоставляющих клининговые услуги много, некоторые молодые мелкие компании устанавливают демпинговые цены, не позволяя остальным игрокам рынка цены задирать».
Однако, несмотря на насыщенность рынка клининговых услуг, в Петербурге повсеместно появляются все новые игроки. «Клининг и эксплуатация торговых и офисных помещений на сегодняшнем рынке коммерческой недвижимости – одно из самых перспективных направлений, - говорит директор по управлению Becar Realty Group Наталья Скаландис. – Управление – это работа с потоком арендаторов, а этот поток сейчас невелик. Эксплуатация и клининг востребованы всегда независимо от условий рынка: объекты есть, значит, их нужно эксплуатировать». Но если эксплуатация недвижимости требует опыта, знаний и лицензий, то услуги по клинингу (а проще говоря – уборке) помещений может предоставлять, по большому счету, любая группа людей. «Чтобы обеспечить клининг в любых условиях, достаточно 5-6 аппаратов, нескольких квалифицированных специалистов и химии, - считает генеральный директор ООО «Элит Клининг» Кирилл Печеняк. Другой вопрос – качество этих услуг. Специалисты признают, что уборку квартиры или небольших офисов можно осуществлять и силами молодых небольших компаний. Однако для клининга крупного объекта у таких компаний не хватает ресурсов.
«В сфере клининга в России на сегодняшний день отсутствует технический регламент, - рассказывает директор «Ассоциации российских уборочных компаний Санкт-Петербург» Сергей Маяков. – Не выработаны четкие стандарты качества уборки: чисто – это когда окурков на полу нет, или когда белый платок, поднятый с пола, остается чистым? В результате компании могут устанавливать на одну и ту же услугу цены, в разы отличающиеся друг от друга. Но какое качество они за эти цены будут предлагать?»
«Сегодня клининговые компании руководствуются ГОСТом, который был принят еще в 1980-х годах, - говорит заместитель генерального директора по маркетингу компании «ОМС» Евгений Козлов. - С тех пор никаких существенных подвижек в стандартизации клининговых услуг не произошло». С ним не согласен старший менеджер отдела клининга ООО «Кросс Нева» Заур Магерранов: «Стандартизацией клининговых услуг занимается АРУК, и я думаю, что хорошо занимается, так как работая с большим числом компаний и распределяя среди них заказы, АРУК внедряет таким образом стандарты качества услуги, так как компания–член АРУК не может себе позволить испортить свою репутацию и репутацию Ассоциации».
Тем не менее, сейчас разница в цене на услугу определенного качества может достигать, по словам Сергея Маякова, 40%.
На сегодняшний день в тендерах на поставку клининговых услуг участвует множество мелких компаний. «Политика многих некрупных компаний на сегодняшний день такая, - объясняет директор по эксплуатации Becar Realty Group Валентин Каверин. – Они выставляют цены на клининговые услуги заведомо ниже рыночных и ниже даже себестоимости самой услуги, - объясняет Валентин Каверин. - Таким образом они набирают пул клиентов, но вот обеспечить должное качество услуги они просто не смогут: нет ресурсов, отработанных схем клининга больших площадей, стандартов работы, достаточного количества работников». В результате захватить рынок такие компании не смогут, но вот дистабилизировать его неправдоподобно низкими ценами у них уже получается.
«Для молодых компаний, которые набирают огромный портфель заказов, есть несколько вариантов: 1) не выполнить договор, 2) выполнить условия договора с ненадлежащим качеством, 3) нанять субподрядную организацию и получить прибыль за счет дельты между стоимость услуг подрядчиков и стоимости контракта», - говорит коммерческий директор ООО «Импэкс Клининг Нева» Светлана Шеремет.
Другие новички на рынке клининга – строительные и управляющие компании, которые, используя наработанный административный ресурс и нередко нерыночные методы получения заказа, активно зарабатывают на услугах по клинингу. «Они получают заказ, а потом нанимают на аутсорс клининговые компании, заставляя их понижаться в цене, - говорит Сергей Маяков. – В результате доходность клининговых компаний снижается катастрофически».
Сократить нельзя оставить
В связи с сокращением доходов большинства заказчиков, практически все известные на рынке клининговые компании вынуждены оптимизировать свои расходы, что позволяет им предлагать, условно говоря, услуги-light. «В кризис расходы на клининг сокращаются, - говорит коммерческий директор Colliers International Николай Казанский. – Дешевеет сама услуга. Некоторые бизнес-центры невысокого класса экономят на том, что стали реже убираться».
«В случае, если клининг осуществлялся аутсорсинговой клининговой компанией, снизить расходы на клининг можно максимум на 7-10%, - говорит Евгений Козлов. - Сокращение затрат в этом случае произойдет за счет маржи привлеченной компании, за счет несущественного снижения расходов на моющие средства и снижения зарплаты персонала клининговой компании. Если клининг осуществлялся своими силами, то привлечение сторонней организации может сэкономить собственнику максимум 15-20% за счет сокращения штата обеспечивающих подразделений (бухгалтерии, отдела закупок) и издержек на закупку химии».
Если маржинальная прибыль клининговой компании была заложена 300% от расходной части, то 250% можно смело сократить, - добавляет генеральный директор ЗАО «Зиновьев Сервис» Анастасия Романова.
«Средняя прибыль клининговой компании при выполнении услуги ежедневной уборки – 8-25% в зависимости от сложности и объема работ, - объясняет Светлана Шеремет. - Например, если договор заключается на уборку 10 тыс. кв. метров, то заряжать в цену 25% смешно. При выполнении спецработ в стоимость услуг закладывается 25-100%».
Практически все компании расширили спектр предлагаемых услуг по эксплуатации и клинингу за счет более экономичных вариантов. Например, управляющая компания «Бекар» в связи со сложными экономическими условиями активизировала работу по направлению эконом- и мобильной эксплуатации. Сокращение издержек на клининг в этих вариантах обусловлено, в первую очередь, оптимизацией количества сотрудников службы клининга на объекте.
«До 95% затрат на клининг объекта составляет фонд оплаты труда работников, поэтому, несмотря на стратегические и психологические трудности, от части сотрудников клининговые компании в кризис вынуждены отказаться», - рассказывает Валентин Каверин.
Светлана Шеремет подчеркивает, что экономят за счет зарплаты сотрудников и многие непорядочные компании-однодневки. «75% себестоимости клининговой услуги составляет зарплата сотрудников (25% - расходные материалы, химия, оборудование и т. д), - рассказывает госпожа Шеремет. - Зачастую после заключения договора клининговая компания пригоняет на объект, например, нелегальных эмигрантов, которые готовятся к департации. Эти люди работают только за еду. Соответственно, компания экономит 75% расходов на услугу. Другой вариант. Компаний организует курсы по клинингу, но после прохождения теории сообщает слушателям, что без прохождения практики те не получат сертификаты. Слушатели послушно идут на объект и, опять же, бесплатно на нем работают». Некоторые компании, по словам специалиста, используют в работе не профессиональную химию, а, например, просроченные «Адрилан» или «Пемолюкс», предназначенные для бытовой уборки.
Так работают те, кто кочет один раз получить деньги от клиента и исчезнуть с рынка.
Уменьшение количества клиентов на рынке клининговых услуг обусловлено тем, что в кризис одной из первых под сокращение попадает статья расходов на аутсорс-услуги. Если раньше управляющие компании объектов высокого класса привлекали на клининг сторонние организации, то теперь все чаще предпочитают содержать свою службу клининга. В качестве примера Николай Казанский приводит недавно построенный бизнес-центр Atlantic City: «поначалу бизнес-центр планировал привлечь аутсорсинговую компанию на уборку помещений, но сейчас, скорей всего, организует эти услуги самостоятельно».
Сокращают расходы на субподряд и клининговые службы. Например, служба клининга управляющей компании «Бекар» много лет брала в аренду живые растения и заказывала их аутсорс-обслуживание, что обходилось собственнику ориентировочно в 280 тыс. рублей в год. Чтобы сократить эти издержки, «Бекар» закупил растения в собственность и взял в штат по совместительству садовника, который обслуживает 4 бизнес-центра. В результате расходы собственника на аренду и содержание растений снизились вдвое за счет того, что управляющая компания отказалась от субподрядных работ.
Однако уменьшить расходы на клининг и снизить стоимость услуги может только крупная компания. По словам директора «Ассоциации российских уборочных компаний Санкт-Петербург» Сергея Маякова, основную прибыль клининговым компаниям приносят разовые услуги по послестроительной уборке или, например, фасадным работам. Доход компании от таких работ может составлять до 60% от стоимости услуги для заказчика. При ежедневной уборке этот процент значительно ниже – 8-12%. «Это порог рентабельности клининговой компании», - объясняет Сергей Маяков. Однако заказчики пытаются экономить именно на ежедневной поддерживающей уборке. В результате сокращение стоимости услуги небольшой компанией неизбежно отражается на качестве, так как экономить приходиться на моющих средствах и т.п. Если речь идет о крупной клининговой компании или службе клининга в рамках эксплуатационной компании, то качество страдает меньше, так как организации с большим оборотом средств имеют возможность перераспределить свои ресурсы и, ужавшись в одной статье, заработать на другом.
«Компаниям, которые вышли на рынок в кризис, тем более тяжело, что они закупали оборудование по кризисным ценам, - добавляет менеджер ООО «Альфа Клининг» Артем Насыров. – Из-за изменения курсов валют, оборудование подорожало на 10-50%. Это нужно как-то окупать».
С другой стороны, в ценовом плане некрупные компании находятся в более выигрышном положении, считает заместитель генерального директора по маркетингу компании «ОМС» Евгений Козлов: работая по упрощенной системе налогообложения, себестоимость услуг некрупных компаний только за счет налогов ниже, чем себестоимость услуг крупных компаний.
После кризиса
«Рынок профессионального клининга – сегмент узкий, - говорит Сергей Маяков. – 85% рынка – это коммерческая недвижимость. Объемы ввода новых площадей сократились, а число желающих заработать на клининге растет. В результате на выходе из кризиса мы получим жестко монополизированный рынок». Если до кризиса компании с большим оборотом и сильным административным ресурсом были в более выигрышной ситуации, то теперь наличие значительных оборотов и ресурсов становится нередко решающим фактором.
Becar.ru, 2009-07-08