В кризис объем клинингового рынка сокращается. Уборочные компании стремятся удержать свои позиции за счет поиска новых ниш и оптимизации бизнеса.
"Клининг, кроме уборки, это еще и психология. У нас побеждает не тот, кто хорошо убирает, а тот, кто хорошо общается. Бывают ситуации, когда все убрано идеально, а клиент недоволен. Иногда это означает, что человеку просто не хватает внимания и нужно поговорить с ним", - говорит руководитель одной из ведущих московских клининговых компаний. За последнее десятилетие сфера клининговых услуг прошла сложный путь развития: непрофессиональная уборка от техничек со швабрами во многих местах сменилась цивилизованным автоматизированным сервисом по уборке помещений.
Несмотря на то что отрасль пока остается еще слаборазвитой, особенно в регионах, и ее объем составляет около 500 млн долларов, спрос на качественные услуги по уборке помещений стабильно растет, а обороты ведущих игроков доходят до 80 млн долларов.
Индустрия чистоты
До начала 1990-х годов, когда в России стали появляться первые компании по уборке помещений, индустрии чистоты практически не существовало. Рынок зарождали энтузиасты: они заметили удивление пришедших сюда иностранных игроков по поводу отсутствия в нашей стране качественного сервиса по уборке помещений и решили организовать такой бизнес. Бурный рост клининга начался примерно с 2002 года. В это время появилось много уборочных компаний в Москве, чуть позже этот бизнес стал активно развиваться и в регионах.
По данным консалтинговой компании "Амико", сегодня десятке лидирующих клининговых компаний принадлежит 65-70% рынка. В первую очередь к ним относят компании "Чистый свет", "Ронова Клининг", "Клинстар", "Кристанваль", "ОМС-клининг", "Примекс". По разным экспертным данным, всего в России действует порядка 600-800 уборочных компаний, из них более половины сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Для сравнения: в одном лишь Берлине имеется около 800 клининговых фирм, тогда как на территории всех российских городов (кроме двух столиц) работает всего 200 компаний.
Последние пару лет рынок ежегодно прибавлял по 30-40%, главным образом благодаря обслуживанию введенных в эксплуатацию строительных объектов: торговых и бизнес-центров, медицинских учреждений, аэропортов. В 2009 году, когда ввод новых объектов недвижимости резко сокращается, рост в клининговой индустрии носит скорее инерционный характер: компании в основном приступают к обслуживанию новых комплексов, контракты по которым были подписаны уже давно. "Для нашей компании, которая в прошлом году - до кризиса - выросла на 80 процентов, нынешний год все еще является годом роста. По итогам первого квартала мы увеличили выручку на три-пять процентов, по второму кварталу - на два процента, по третьему - на пять, по четвертому надеемся выйти на 10 процентов. Это неплохие показатели для сегодняшнего рынка. Но думаю, что в 2010-м, 2011-м и частично в 2012 году наша отрасль из-за сокращения объемов построенной недвижимости будет стагнировать", - говорит генеральный директор московской компании "Кристанваль" Олег Попов.
Демпинг не поможет
Бизнес клининговых компаний напрямую зависит от развития рынка недвижимости и ввода новых площадей. Уборщики выделяют два вида работ: разовые, например послестроительная уборка, рентабельность которой составляет от 50 до 100%, и постоянное обслуживание помещений, прибыль этой услуги - от 3 до 15%. В кризис объем послестроительных работ, наиболее выгодных для клининговых компаний, резко уменьшился, и это сильно ударило по бизнесу. Компании теперь планируют выживать за счет долгосрочных контрактов, однако и здесь объем рынка сокращается: заказчики снизили затраты на сервис в среднем на 20-40%.
Тем не менее многие клинеры готовы расстаться с частью своей прибыли, чтобы удержать клиента. "На днях нам пришло письмо от французского завода "Сен-Гобен", производящего стекла для автомобилей, где нас спрашивают, согласны ли мы сократить стоимость своих услуг на 20 процентов. Естественно, это огромный проект, и нам ничего не остается, как согласиться", - рассказывает Олег Попов.
Но такие проекты могут остаться прибыльными для клининговых компаний лишь в том случае, если им удастся соразмерно снизить свои издержки. Поэтому уборщики в ответ на уменьшение стоимости своих услуг предлагают изменить условия договора, позволяющие увеличить периодичность уборки, сократить количество работающих на объекте людей и техники, использовать более дешевые материалы.
Некоторые заказчики, не договорившись с прежними клинерами, отказываются от их услуг. Иногда, считают клинеры, это происходит в ущерб качеству. "Один из наших прошлых объектов - торговый центр площадью 70 тысяч квадратных метров. Сейчас его обслуживают всего 12 человек и одна поломоечная машина. У нас же на этот комплекс только в одну смену работало 19 человек и семь машин. Кто действительно умеет считать деньги, может представить, во что выльется такая экономия, - возмущается генеральный директор компании "Люкс-Клининг" (Кемерово) Сергей Бакушев. - За пару месяцев покрытие пола износилось, мы называем такую плитку траурной. Отмыть ее будет очень дорого".
Впрочем, не только заказчики стремятся уменьшить расходы на уборку помещений, но и сами клининговые компании начали демпинговать. Если говорить о крупных клинерах, то они привыкли расти по 50-80% ежегодно, и теперь им сложно остановиться. Они начинают гнаться за любыми объектами и переманивают клиентов в том числе у средних и мелких компаний. Кроме того, у них есть надежда, что кризис вот-вот закончится и у заказчиков дела пойдут в гору. Тогда можно будет снова поднимать цены на уже имеющихся объектах. Что касается мелких компаний, то их заставляет снижать цены на свои услуги жесткая конкуренция. "Демпингуют в основном новички, которые нанимают пару человек, берут тряпку, ведро и называют себя клининговыми компаниями. Таких компаний много появилось в кризис", - говорит Сергей Бакушев.
Полотер с высшим образованием
Наиболее продвинутые компании понимают, что демпинг - недальновидное занятие, которое может привести к разорению бизнеса, и думают над иными способами выживания в кризис. Одна из главных задач - поиск новых рыночных ниш. Неразвитым, но перспективным направлением клинеры считают обслуживание помещений государственных предприятий, вузов, школ. Эти объекты менее зависимы от кризиса и ввода коммерческой недвижимости.
Впрочем, взаимодействие с госпредприятиями осложняется из-за инертности последних. Как правило, частные структуры проявляют больше гибкости при выборе партнеров: сначала они обращают внимание на репутацию клинера и лишь затем среди отобранных выбирают наиболее выгодных. Госструктуры в основном руководствуются критерием низкой цены. "Проблема в том, что при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд у нас работает не тендерная, а аукционная форма выбора подрядной организации, и сегодня это очень сильно меняет рынок", - говорит генеральный директор московской компании "Примекс", президент Ассоциации русских уборочных компаний (АРУК) Юрий Рябичев. По его словам, компании, которые зарегистрировались только вчера, по закону могут прийти на аукцион и снизить цену на 80% от изначально заявленной стоимости. Это приводит к тому, что и сама компания, и подрядчик могут лишь имитировать уборочную деятельность. Как правило, выигравшие такие аукционы организации либо почти не обслуживают данные объекты, либо в дальнейшем стараются добиться выделения им дополнительных средств на проведение спецработ.
Помимо поиска новых клиентов клинеры думают и над внутренней эффективностью бизнеса. Главная проблема здесь - кадровая. В структуре затрат клининговой компании расходы на персонал составляют до 70%. Сотрудник одной из крупных клининговых организаций сообщил, что в начале кризиса его компания, поддавшись всеобщей панике, сократила самых дорогостоящих менеджеров, а теперь, наоборот, не может набрать на эти позиции специалистов с опытом. Недобор кадров существует в среднем и младшем звене. Сейчас такие объявления о найме на работу висят на сайтах почти всех клининговых фирм.
Между тем некоторые компании не сокращали сотрудников. "Нам всегда нужны и менеджеры, и уборщики, так как мы ежемесячно открываем три-четыре новых проекта. Если заказчики просят снизить затраты на уборку комплексов, то мы не увольняем людей, а переводим их на другие объекты", - рассказывает Олег Попов. По его мнению, клининг - отрасль, в которой сложно чем-то удивить. У компаний не существует уникальных технологий, как, например, в автомобилестроении. Здесь все покупают похожую технику. Индивидуальность проявляется лишь в выборе менеджмента. Попов не скрывает, что толковых менеджеров перекупает у других организаций. При этом даже в кризис отдельным сотрудникам в его компании повысили зарплату на 15%. Один из вариантов качественного использования персонала сейчас - распределение его по специализациям. К примеру, раньше в компании "Кристанваль" такого деления не было. "Люди из ритейла очень сильно отличаются от тех, кто работает на заводах или руководит бизнес-центрами класса А. По этой причине решено было разделить отделы по специализациям: торговые центры, бизнес-центры класса А, корпоративный клининг, отделы, занимающиеся заводами, пищевыми предприятиями. Есть отдел коммерческой недвижимости, в задачи которого входит решение вопросов, связанных с офисами классов В и С, небольшими торговыми центрами, небольшими клиентами. Существует инфраструктурный отдел - там занимаются обслуживанием аэропортов", - говорит г-н Попов.
Еще одно направление для повышения эффективности клининговых компаний - пересмотр взаимоотношений с поставщиками. Многие крупные организации сегодня отказываются от услуг дистрибуторов и заключают напрямую контракты с производителями оборудования и химических средств. В результате клинерам удается поймать сразу нескольких зайцев: снизить себестоимость техники на 30-40%, бесплатно обучать своих специалистов на заводах производителей.
Несмотря на более сложное положение клинеров в регионах, где рынок всегда был небольшим, а в кризис и вовсе сжался, компании все равно думают о расширении географии своего присутствия. Правда, основной способ продвижения в регионы сегодня - франчайзинг. "В кризис в регионах начал активно развиваться мелкий бизнес. В этом году в регионах очень активно покупали наши франшизы, ведь стоимость вхождения в уборочный бизнес считается одной из самых низких", - говорит Олег Попов.
Желая повысить статус отрасли, клининговые компании начинают задумываться и об образовании сотрудников. Однако специального клинингового образования в нашей стране не существует. "Лично меня волнует, что мы совершенно не занимаемся развитием отрасли, - говорит директор компании "Химитек" (Санкт-Петербург), председатель правления АРУК Вера Ушакова. - Отрасли нужны специалисты высшего и среднего звена, технологи объектов. Многие крупные компании пытаются изменить ситуацию, но работники все равно часто остаются самоучками. Например, в нашей компании обучают работе с химматериалами, в других - работе на объектах. Мы выступали с инициативой внести такие специальности в государственный реестр, но пока безрезультатно. Сейчас существенная часть работников в отрасли - гастарбайтеры, но они уедут, это не задел на будущее".
Споры на тему персонала в клининге ведутся давно: одни за то, чтобы увеличивать объемы квот на иностранных граждан, которые будут выполнять всю грязную работу, другие за снижение количества гастарбайтеров. "Увеличение присутствия иностранной рабочей силы не панацея для клининговой индустрии, это неудобный коллектив, им трудно управлять", - говорит Юрий Рябичев. По его мнению, задача сегодняшних клинеров - на каждом объекте использовать наиболее технологичные варианты, увеличивать производительность труда, чтобы один человек выполнял больше работ за меньшее время. В этом случае зарплата такого специалиста по клинингу будет вполне конкурентоспособной. К примеру, в Германии, США, Швеции, Финляндии клининговые профессии - очень уважаемые. "Представьте, в Финляндии крупные комплексы площадью 25 тысяч квадратных метров убирают всего три человека. В России такой же объем площадей убирают 25 человек. Но у нас эти 25 человек вооружены тряпками, а там - нормальной техникой, - говорит он. - Важно понять, что в конечном итоге профессионализм оказывается дешевле".
Журнал Эксперт, 2009-10-05