Пассажиров, которые будущим летом отправятся в путешествие поездами «премиум» и некоторыми из фирменных, ждёт очень приятный сюрприз – постельное бельё в них превратилось из «казённого» в «домашнее».
Федеральная пассажирская дирекция (ФПД) ОАО «РЖД» в стремлении повысить качество обслуживания пассажиров и привести его в соответствие с мировыми стандартами сервиса в последние два года провела глубокую реформу комплекса фабрик-прачечных. В итоге на морально устаревшие предприятия пришли инвестиции и, что немаловажно, профессионалы: компании, имеющие богатый опыт работы в клининговой сфере, с грамотным менеджментом и, главное, огромным желанием преодолеть отставание и внедрить на российских железных дорогах лучший зарубежный опыт. Самые ответственные участки достались компаниям «Мастер Клининг» и «Риквэст-сервис». Именно они будут обслуживать новые, наиболее высококлассные поезда ОАО «РЖД» – «премиум», которые начнут курсировать летом.
– Мы с уверенностью можем сказать, что красивое и приятное на ощупь бельё, которое мы закупили для ряда поездов ФПД, по качеству не будет уступать домашнему, – пояснил «Гудку» первый заместитель генерального директора ООО «Мастер Клининг» Евгений Глинин. – Уходит в прошлое распространённое в народе мнение о том, что бельё, предлагаемое в поездах, имеет сероватый оттенок, специфический запах, не всегда хорошо отглажено и порядком изношено. Подобная ситуация сложилась из-за того, что имеющееся в распоряжении железнодорожников прачечное оборудование устарело ещё много лет назад и физически не могло выдать лучший результат. Теперь, когда компания вложила в реконструкцию трёх фабрик-прачечных почти 400 млн руб., она может предложить пассажирам принципиально иное качество услуги.
Первый заместитель генерального директора ООО «Риквэст-сервис» Олег Доброхотов посвятил журналиста «Гудка» в некоторые профессиональные тонкости работы с текстильными материалами. Оказывается, основная характеристика ткани, которая определяет внешний вид белья и ощущения от соприкосновения с ним уходящего в объятия Морфея пассажира, – её состав и плотность. В большинство поездов ОАО «РЖД» поставлялось бельё из ткани низкой плотности, не превышающей показатель 120 граммов на квадратный метр – именно поэтому при длительной эксплуатации такие постельные принадлежности постепенно начинали напоминать марлю. Теперь даже для белья, используемого в плацкартных вагонах, будет закупаться полотно только из натурального хлопка высокого качества плотностью не менее 145 граммов на метр. Бельё из хлопка не только гораздо комфортнее, мягче и приятнее – благодаря повышенной плотности оно намного больше прежнего приспособлено для промышленной эксплуатации, подразумевающей частые стирки. И от него на одежде пассажиров не будет оставаться ворсинок.
Также на характеристики ткани влияет тип плетения. Пассажирам плацкартных и купейных вагонов предложат комплекты из бязи улучшенного качества. Путешественники из вагонов СВ и люкс смогут нежиться на белье из сатина – самой дорогой выделке хлопчатобумажного полотна, существующей сегодня в текстильной индустрии. Бельё из сатина очень гладкое и на ощупь напоминает шёлк.
Уйдут в прошлое эксперименты с цветом белья – бывалые путешественники помнят, что в разных поездах оно могло быть и зеленоватым, и голубым, и в полосочку. Мировой стандарт – только белый цвет. Например, кипенно-белым, и никаким другим, бельём застилают кровати в любой уважающей себя гостинице. Помимо того, что выбор в пользу цвета невинности имеет чисто практический смысл, – его проще стирать путём отбеливания – оно радует глаз и на нём невозможно скрыть брак обработки.
Несомненно, больший комфорт теперь ждёт пассажиров, любящих повертеться во сне. Сейчас никто уже не вспомнит, кто придумал укрываться в поездах комбинацией из одеяла и простыни. Как правило, ночью, как в детской сказке, то одеяло убегает, то улетает простыня. Пассажир, замерзнув во сне и будучи «искусан» одеялом, плохо спит и утром покидает поезд в плохом настроении. Теперь пассажирам вагонов всех классов, начиная с купейного, впервые в новейшей истории пассажирского комплекса предложат пододеяльники. А также нежные белые махровые полотенца взамен существующих – сделанных из полульна, который явно не ласкает кожу.
Те самые кусачие одеяла скоро станут частью истории. Как и колючие перьевые подушки. Их заменят тёплые, воздушные и мягкие изделия из современных гипоаллергенных синтетических материалов типа холлофайбера. Они более удобны в стирке и гигиеничны. А матрасов в новых вагонах-трансформерах, выпускаемых Тверским вагоностроительным заводом, и вовсе нет (их заменяют встроенные пружинные матрасы), как нет и штор на окнах. От яркого солнца глаза пассажиров в поездах «премиум» защитят плотные жалюзи. В коридорах вагонов появятся ковровые дорожки, выполненные в цветовой гамме фирменных цветов ОАО «РЖД» – серой с красными полосами. В едином корпоративном стиле компании будут выдержаны и другие детали интерьера – например, скатерть на столе, на которой вышьют логотип «Российских железных дорог».
Для того чтобы содержать закупленное бельё в должном состоянии, компании «Мастер Клининг» и «Риквэст-сервис» полностью реконструировали и переоборудовали три крупных фабрики-прачечные.
– Так получилось, что в этот кризисный год нашей компании пришлось реализовывать самые крупные на сети железных дорог инвестиционные проекты по фабрикам-прачечным, – говорит Евгений Глинин. – И, несмотря на сложную ситуацию с кредитами и падение выручки, мы выполним все взятые на себя обязательства перед ОАО «РЖД».
Так, с сентября прошлого года проводится масштабная реконструкция прачечной у платформы Северянин. Здесь уже установили более 20 единиц нового оборудования на сумму 130 млн руб. и провели капитальный ремонт инженерных коммуникаций на 30 млн руб. Сейчас немецкие специалисты заканчивают пусконаладочные работы, и с 7 июня мощность фабрики составит почти 2 тыс. тонн белья в месяц, что в два раза больше, чем прошлым летом. Нужно отметить, что фабрика уже была отремонтирована силами железнодорожников 8 лет назад, однако пассажиропоток в последние годы непрерывно рос, и она попросту перестала справляться. В летнее время приходилось подключать к обслуживанию пассажиров городские прачечные Москвы и области, которые выполняли заказ в авральном режиме. Естественно, о качестве стирки в данном случае не могло быть и речи – для них эта работа в буквальном смысле становилась двухмесячной «халтурой». Теперь же Московский транспортный узел будет полностью обеспечен производственными мощностями по стирке и комплектовке постельного белья.
Ещё больше Москвы в современном предприятии по стирке белья нуждалась Казань. В последние годы качество белья в поездах казанского формирования подвергалось критике со стороны пассажиров. Состояние местной прачечной удручало – оборудование более 30-летней давности было изношено на 100%, здание обветшало. Бизнес-план реконструкции предприятия, предложенный «Мастер Клининг», победил на конкурсе в прошлом году, и уже этим летом ОАО «РЖД» получит суперсовременное предприятие, гарантирующее высочайшее качество стирки белья. Прачечная была модернизирована на паритетной основе с ФПД – дирекция реконструировала здание, вложив 100 млн руб., и на такую же сумму аутсорсинговая компания закупила и установила оборудование. Первую очередь предприятия планируется запустить в начале июля. После окончательного ввода в эксплуатацию предприятие сможет обрабатывать до 700 тонн белья ежемесячно и полностью покроет потребности пунктов формирования Казань, Чебоксары, Йошкар-Ола, Киров и Ижевск. «Можно смело утверждать, что к универсиаде 2012 года пассажиры, следующие в Казань и обратно, будут обеспечены услугами стирки на уровне лучших европейских стандартов», – уверен Евгений Глинин.
Группа компаний «Риквэст-сервис» инвестировала порядка сотни миллионов рублей в модернизацию прачечного комплекса РЭД Москва-Октябрьская. Мощность предприятия, открывшегося в конце прошлого года, превышает 30 тонн белья в сутки.
Для того чтобы создать современную систему обеспечения пассажиров бельём, недостаточно только закупить оборудование – нужно внедрять новые формы доставки комплектов в поезда. Проект усовершенствованной схемы доставки будет реализован этим летом в поездах «премиум». «Мастер Клининг» и «Риквэст-сервис» предложили стирать бельё в пунктах оборота. Такой подход решает проблему «катания» белья в поезде, которую много лет пытаются решить железнодорожники. Дело в том, что по существующей технологии бельё в поезд загружается для использования в пути к месту следования и обратно. В среднем это 75 мешков, которые занимают полки, предназначенные для пассажиров. Теперь свободные места могут идти в продажу, что особенно актуально в летний сезон, характеризующийся повышенным спросом, – бельё загружается только на один рейс, что позволяет сократить его запас до 25%. По мнению Олега Доброхотова, данный проект – наглядный пример обоюдной выгоды для ОАО «РЖД» и аутсорсинговых компаний. Самым знаковым, по мнению аутсорсинговых компаний, станет внедрение этой технологии для оснащения бельём поезда «Россия». Руководители «Мастер Клининг» и «Риквэст-сервис» не сомневаются в том, что следует постепенно внедрять эту технологию по всей стране. Правда, для этого нужно выстроить систему взаимодействия между разными аутсорсинговыми компаниями. «Наша цель – к следующему сезону летних перевозок подойти уже с готовой технологической схемой по стирке белья в пунктах оборота на любом направлении», – говорит Олег Доброхотов. Он же уверен, что различные аутсорсинговые компании, работающие с ФПД, – скорее партнёры, нежели конкуренты. Если соперничество и существует, то только стимулирующее к безостановочному развитию и повышению качества работы, от чего в первую очередь выигрывает пассажир.
К моменту начала передачи железнодорожных фабрик-прачечных аутсорсинговым компаниям эта область катастрофически отставала по применению технологий от стандартов в XXI веке. После завершения модернизации, как особо отметил Олег Доброхотов, фабрики-прачечные ОАО «РЖД» по уровню механизации труда и качеству работы ничем не будут отличаться от любого предприятия аналогичного профиля в странах Европы.
Gudok.ru, 2009-05-06