Учредители комитета «Метла» официально встретились с чиновниками администрации Екатеринбурга. Заседание которое, едва начавшись, чуть не закончилось скандалом. Представляем стенографию разговора.
Создатели гражданского комитета «Метла», напомним, пытаются разобраться, откуда в Екатеринбурге берется грязь. Главная цель комитета — создать подробный план борьбы с Грязьбургом и добиться исполнения этого плана.
Официально комитет существует с апреля 2017 года, однако встречи его учредителей проходили и раньше. Но до сих пор ни одно из этих собраний не было публичным. Это — первое. Причем на него пришли чиновники городской администрации, ответственные за уборку, экологию и благоустройство. Правда, заседание началось с перепалки и чуть было не закончилось скандалом. Вице-мэр Евгений Архипов заявил, что публичности не хочет и под запись говорить не намерен.
— Когда я представляю администрацию, я должен знать повестку… — начал он.
— На повестке — благоустройство города, — ответил чиновнику член комитета Андрей Кужелев.
— Я еще не закончил, — важно продолжил замглавы, — что вы меня перебиваете! Если так будем общаться, мы сейчас встанем и уйдем.
— А я вижу, вы пришли с выражением лица, мол, я такой важный, а вы — шалупонь. Еще барской ручкой сейчас шевелишь!
— А у вас не барская ручка? Вы вообще кто? Соберите нормальную человеческую встречу без хамских высказываний! — Возмутился чиновник и поднялся. Вслед за ним с мест встали коллеги из администрации.
— Ой, какой барин, господи! Господи! — Закатывал глаза Андрей Кужелев.
— Я не барин, я не барин!
— Что за поведение?! Вас пригласили граждане, которые вам платят зарплату, чтобы вы объяснили, почему в городе бардак, — возмущался комитетчик.
Перепалка продолжалась пять минут. Наконец модератор беседы, председатель комитета «Метла» Дмитрий Колезев, взял разговор в свои руки. Он представил собеседников. За полтора часа они обсудили улыбчивых мусорщиков, отказ от праздников в пользу чистоты, благоустройство газонов, происхождение грязи и километры заборов.
Кто убирает грязь?
По словам Дмитрия Колезева, в Екатеринбурге основной объем работ по уборке города выполняют муниципальные дорожно-эксплуатационные управления, которое есть в каждом районе. В соседней Тюмени, наоборот, большую массу заказов получает частный бизнес. Журналист спросил, не планируют ли чиновники применить подобную модель в качестве эксперимента.
Идею восприняли в штыки. «Я общался с тюменскими коллегами. Они хватались за голову из-за качества работы подрядных организаций. Общался с Пермью, когда они отыграли торги на три года [и заключили контракты с бизнесом]. Они не могли дождаться конца срока, потому что подрядчики не справлялись с задачами. Кроме того, в Екатеринбурге нет частных организаций, где есть вакуумная и уборочная техника», — объяснил невозможность эксперимента председатель комитета экологии и природопользования Егор Свалов.
«Семь дорожно-эксплуатационных учреждений в Екатеринбурге занимаются содержанием только дорог и тротуаров. Мы объявляем конкурсы для коммерческих организаций. В Кировском районе, например, предприниматель, выиграв лот, раздал его субподрядчикам. Они арендуют технику. И если не выходят на работу, отвечают: «Трактор сломался». При этом антимонопольная служба не позволяет нам включить определенные требования к подрядчику», — добавила председатель комитета по благоустройству Тамара Благодаткова. Она объяснила, что, если работа не выполнена, ДЭУ не получают оплату за нее.
Кто и как контролирует их работу?
Председатель «Деловой России» Леонид Гункевич привел чиновникам в пример Краснодар и Испанию, где сотрудники клининговых служб работают с улыбкой. «Мусорщики приезжают — веселые парни. Мы можем так же?», — поинтересовался бизнесмен.
В ответ чиновники предложили участникам писать больше позитивных новостей. «Помогите, создайте атмосферу. По инструкции, водитель не обязан работать с улыбкой», — заметил Евгений Архипов. — Сколько в Краснодаре солнечных дней? — Продолжил он. — Чтобы человек был счастлив, у него должно быть больше 180 солнечных дней в году. У нас, по статистике, их 89. Поэтому у нас люди такие… сосредоточенные. Во-вторых, наши работники ДЭУ в новой форме, машины чистые, и все работают в хорошем настроении, даже люди нерусской национальности.
В то же время в администрации пообещали учесть жалобы комитета на водителей, которые ездят по городу с поднятыми щетками, чтобы «намотать» больше километров. Пока возможности контролировать их у чиновников нет. Чтобы оснастить одну машину датчиком гидравлики (он будет собирать информацию о том, сколько проработала та же щетка), нужно 22 тысячи рублей по ценам 2016 года. По словам Тамары Благодатковой, в городе больше 400 единиц техники. Постепенно количество увеличивается. В этом году на 14 млн рублей приобрели семь тракторов.
Оснастить датчиками все машины — слишком дорого. Поэтому пока администрация может контролировать водителей только с помощью горожан. (Если увидите дорожную технику, водитель которой намеренно не работает — фотографируйте и отправляйте снимки в администрацию.) В течение всего разговора Тамара Благодаткова подчеркивала: на благоустройство город тратит миллиард рублей. Нужно — в два раза больше.
Откуда в городе грязь и пыль?
По словам Егора Свалова, ученые, которые исследуют екатеринбургскую грязь, в конце 2017 года будут готовы представить результаты работы. Они уже получили итоги последней экспертизы. На основе рекомендаций института промышленной экологии УрО РАН чиновники составят план борьбы с грязью. Пока основными причинами пыли и грязи в городе считают активное строительство, производственные выбросы, обилие транспорта и естественную взвесь в воздухе.
Когда построят нормальные газоны?
С ними не согласен Алексей Беззуб. Экс-квартальный привел в пример газон возле больницы №23. «Метла» взяла шефство над ним в мае. До этого зеленую траву раскатали в грязь автомобилисты. Комитет попытался привести территорию в нормальный вид.
Теперь Беззуб предлагает администрации огородить газоны использованными бетонными блоками и посмотреть на поведение автомобилистов. Если они уничтожат блоки, использовать винтовые столбы, которые будут вбиты на глубину до полуметра. С одной стороны, они мешают автомобилистам бросить авто на газоне, с другой — не препятствуют пешеходам.
Чиновники договорились с комитетом разослать предложение «Метлы» в районные администрации, чтобы определить список газонов. В то же время Тамара Благодаткова подчеркнула, что облагородить все газоны город не сможет из-за отсутствия денег. В Екатеринбурге — 16,4 млн квадратных метров газонов. Благоустройство 1 квадратного метра обходится в 300–400 рублей.
Параллельно чиновники заняты ограждением газонов заборчиками. По словам Тамары Благодатковой, в этом году городская и районная администрации установили 28 км ограждений. Они должны обезопасить пешеходные переходы и газоны.
Евгений Архипов, которому такие оградки явно не нравятся, рассказал, что ставить их приходится по предписанию ГИБДД. «ГОСТ по ограждениям вышел в 2014 году. Мы три года занимаемся их установкой. Они не несут смысловой нагрузки, если человеку надо, он перебежит. Может быть, в следующем году ГОСТ отменят, и ограждения будет делать не обязательно», — сказал чиновник.
Где взять деньги?
Из-за постоянного утверждения чиновников о том, что денег нет, Андрей Кужелев из «Метлы» предложил отказаться от строительства ледового городка зимой и празднования дня города. «Спросите жителей! Мы можем вернуться во времена, когда мы сами себя веселили у подъездов», — ответил на это Евгений Архипов, а Егор Свалов предложил провести референдум.
Чиновники, несмотря на их явно скептическое отношение к идее отказа от праздников, обещали учесть мнение горожан.
В конце разговора учредители «Метлы» подчеркивали: комитет пытается изменить положение дел в Екатеринбурге, а потому трудится не против, а вместе с чиновниками. «Пожалуйста, сделайте так, чтобы мы не могли купить белорусские МК! Их надо опозорить, раскритиковать! Однажды трактор сломался еще до испытаний», — в ответ попросили сотрудники администрации.