Москву атаковала зима. Снегопад и метель сменяются оттепелью и наоборот. На дорогах через день то каша и лужи, то гололедица. Коммунальщики льют и сыплют все, что есть в запасах. А что именно? И насколько это вредно для окружающей среды?
Тротуары: мраморная крошка вместо гранитной
Все места, предназначенные для пешеходов, зимой посыпают составом «КР2тв». К сожалению, ни у одного реагента нет своего нормального названия, поэтому приходится пользоваться техническим обозначением.
Средство состоит из пищевой соли, мраморной крошки и соли муравьиной кислоты. Последний компонент полностью натуральный и окружающей среде никак не вредит.
Соль и муравьиная кислота нужны, чтобы плавить снежную кашу . Крошка потом создает шершавый белый слой на асфальте.
Раньше тротуары засыпали гранитным щебнем, но потом выяснилось, что он попадает в эскалаторы и ломает их. Мрамор мягче, с ним таких проблем нет.
Главный недостаток «КР2тв» – чаще всего его раскидывают вручную дворники. Из-за этого получается,что где-то реагента много, а где-то вообще нет. К примеру, у московской детской поликлиники № 39 (1-я Хуторская ул., дом 2, корп. 1) лед плавят только перед ступеньками. Остальной тротуар не обрабатывают.
Обычные улицы: хлористый кальций – идеальный реагент
Для обычных дорог – не скоростных – у коммунальщиков есть два реагента. «ХКНж» – это жидкий состав. На 5 – 6% он состоит из пищевой соли, на 22 – 23% – из хлористого кальция, остальное – вода.
За два часа до снегопада обрабатываются все дороги Москвы жидким раствором. Он не позволяет снегу прилипнуть к асфальту. Если выпадает больше 5 сантиметров осадков, подметают и поливают дороги еще раз. Состав работает при температуре до минус семи градусов.
Хлористый кальций – почти идеальный реагент. Это натуральный материал, на окружающую среду не влияет, снег плавит хорошо. Но есть недостаток – хлористый кальций работает только три часа, а потом начинает замерзать. Поэтому к нему добавляют обычную соль.
«ХКНтв» – твердый реагент для улиц. Состав: 80% пищевой соли и 20% хлористого кальция. Его используют при температуре от минус 7 до минус 15 градусов, когда жидкий реагент перестает справляться.
Если температура воздуха падает ниже минус 15 градусов, реагенты становятся вообще не нужны. При таком морозе осадков почти не бывает, дороги стоят сухие и чистые.
Скоростные магистрали: льют самое дорогое что есть
На крупных магистралях уровня ТТК и МКАД используют самые дорогие и эффективные реагенты.
«МРтв» на 2/3 состоит из пищевой соли, еще в него входят соль муравьиной кислоты, хлористый кальций и хлористый калий (последний компонент, кстати, еще используют как удобрение для почвы).
Этот реагент используют, когда надо быстро растопить лед. Работает он при самых низких температурах.
«МРКтв» – самый дорогой материал из тех, что используют на столичных дорогах. Состав похож на «МРтв» , только здесь в два раза больше хлористого калия.
Используется этот материал на магистралях, проходящих через зеленые зоны – он самый безопасный для растений и почвы.
Дорожные реагенты наносят только при помощи машин. Для жидких составов идут одни грузовики, для твердых – другие. Концентрацию состава на дороге можно регулировать до грамма. Все оборудование настраивают, исходя из фактической погоды.
Три наивных вопроса про борьбу со слякотью
1. Почему не используют песок с солью, как раньше?
Чистую соль и песок использовали в городе до 2001 года (а начали еще в XIX веке). Это были самые доступные реагенты.
Но чистая соль быстро отравляет почву. Раньше за сезон на 1 кв. метр асфальта высыпали 3 кило соли. В сухую погоду соль выступала кристаллами на дороге и превращалась в пыль.
Соль даже оседала на троллейбусных проводах, разрушая их! Про автомобильные корпуса вообще молчим – если не мыть машину после каждой зимней поездки, то ржавчина появлялась уже к концу сезона.
Песок – самый экологичный из всех материалов. Но он моментально забивает все водостоки. Сейчас песок используют только на загородных трассах.
2. Можно ли получить компенсацию с коммунальщиков, если попал в аварию из-за гололеда?
Как ни поливай улицы реагентами, все равно останутся улицы со скользкими местами. Можно ли получить компенсацию с коммунальщиков, если машина попала в аварию из-за плохой обработки асфальта?
– Вряд ли, – говорит автоюрист Виктор Травин. – Пункт 10.1 ПДД говорит нам, что «выбранная скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля над движением транспортного средства». Если возникла опасность для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, «он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».
Другими словами, шофер сам отвечает за свою езду по гололеду. Не уверен – езжай медленно. Кстати, в самых крайних случаях у ГИБДД есть право вообще закрыть дорогу – если проезжая часть превратилась в настоящий каток и двигаться по ней совсем небезопасно.
3. Почему на наших дорогах зимой черная грязь?
Мы как-то привыкли, что в Москве по улицам грязь течет рекой в отличие от Европы, где дороги зимой почему-то чистые. Асфальт сам по себе не пачкается. Автомобили у нас по больше части все иностранные. А коричневая каша повсюду.
Благодарить автомобилистам прежде всего надо самих себя – во многом грязь на дорогах состоит из обычного грунта, который летит с колес. Все, кто паркуется на газоне во дворе (а таких, увы, немало), вносят свою лепту. Но, конечно же, виноваты не только они. У нас газоны обычно расположены выше асфальта. После каждого дождя размытая земля просто стекает на тротуары и проезжую часть. Можно было бы строить ограждения или поднимать дороги над грунтом, но так почему-то никто не делает.
Есть еще и третья причина возникновения грязи на улицах. Пожалуй, она и основная.
– В грязи много нефтепродуктов, – рассказали в Департаменте транспорта. – Это выхлопы автомобилей, частички покрышек. Реагенты, которые мы используем, размывают масляную пленку на асфальте, поэтому снег тут же темнеет.