КХТИ готовится уволить 300 сотрудников - весь технический персонал попадает под сокращение, а точнее аутсорсинг. Работа над этим началась еще в июне - тогда уборщицам, электрикам, сантехникам сообщили о готовящихся переменах. Сейчас главная задача вуза заключается в том, чтобы никто из почти бывших сотрудников не остался на улице.
- Эффективность услуг технической эксплуатации у нас была никакая. Мы хуже, чем любой детский сад, потому что многие перешли на эту систему уже давно. Мы плохие хозяйственники - хочу избавить от этого университет. Есть люди, которые умеют заниматься этим профессионально. Университет должен заниматься образованием, а не думать об уборке, - говорит ректор КХТИ Сергей Юшко.
По словам ректора, если это делать бестолково, то будет не до выгоды, а если правильно, то повышается качество услуг и уменьшается «затратность» на них.
«Формально люди не то что работу не теряют, они ее получают»
Еще одной важной причиной для такого перехода стала средняя зарплата по университету.
- Руководство университета ругают за низкие средние зарплаты. Но здесь есть хитрый расчет: в эти зарплаты попадают и вспомогательные службы, а у них, как правило, низкие зарплаты. Я не знаю, как в других университетах, но у нас своя служба технической эксплуатации, которая работает не совсем эффективно. Это все сотрудники технологического университета - сантехники, электрики, уборщицы, - рассказывает ректор.
Именно поэтому все структуры выводят хозяйственную часть на сторону. Объявляют конкурс, выбирают компанию, которая обслуживает вуз, и тогда организации не приходится самим этим заниматься.
- То есть мы получаем услугу - приходим, а у нас чисто и свет горит, но это делают сотрудники не нашего университета, - добавляет Сергей Юшко.
Процесс перевода в частные конторы в соответствии с трудовым законодательством будет идти через увольнение и принятие на другую работу. По словам ректора, всех подводных камней университет постарался избежать. Один из них - это то, что вуз - государственная организация, которая платит «белые» зарплаты и налоги. А когда человек приходит в коммерческую компанию, то нет уверенности в том, что она делает отчисления, а зарплата приходит не в конвертах. Поэтому в тендере прописаны требования, что в конкурсе должны участвовать только те компании, которые платят официальную зарплату.
- Да, 300 человек - это приличное количество людей, но их так просто на улице не найдешь, так что новые компании используют тех же людей, которые работали раньше в организации. Поэтому обычно когда компания выигрывает такие конкурсы, она приходит к своему партнеру - к университету и просит перевести к ним в состав всех электриков, сантехников, уборщиц и так далее. Формально люди не то, что работу не теряют, они ее получают, но только в другой компании, и даже рабочее место они не меняют, а остаются работать на площадях университета, - объясняет ректор.
Сомнительные настроения
Хотя конкурс еще идет и торги могут не состояться, но университет уже уведомил профсоюз о предстоящем массовом увольнении.
Какое настроение царит среди работников, сейчас сказать сложно. По словам ректора, все согласны, но некоторые просто боятся перемен из-за недостаточной осведомленности.
- Проблема по-человечески заключается в очень простой вещи. Например, человек ходит на работу и за ним очень плохой контроль, он привык ничего не делать, его этот расклад устраивает. Говорят, что государство - неэффективный собственник, можно представить, что университет, имея такое качество услуг, был плохим собственником. То есть, приходя на работу, один работал, а 10 не работали, а зарплату получали. Теперь они переходят в коммерческую структуру - те люди, которые работали и которые планируют это делать дальше, для них появится еще больше возможностей, потому что коммерческая компания, как правило, смотрит на работу и платит в соответствии с профессионализмом. А вот те люди, которые привыкли плохо выполнять свои обязанности, в этом раскладе им может оказаться плохо, но вслух же об этом никто не скажет, - говорит Сергей Юшко.
Впрочем, есть и другое мнение - о том, что настроение в вузе сейчас сложное и люди переживают, что вслед за техническими сотрудниками на выход попросят и другой персонал.
- Сейчас уже разговоры дошли вплоть до развала вуза, что его могут уронить на дно, чтобы потом присоединить к кому-то. Теперь начал волноваться профессорско-преподавательский состав - это все методисты, лаборанты и так далее, потому что по ним тоже может прокатиться волна сокращений, - рассказал сотрудник вуза на правах анонимности, который знаком с ситуацией.
Миллионы на уборку
На сайте Госзакупок новый тендер идет как «Оказание услуг по комплексному обслуживанию и технической эксплуатации зданий». Его сумма - 102 226 791 рублей. По словам Сергея Юшко, начальная цена конкурса формировалась исходя из фонда оплаты труда и того минимума расходных материалов, который необходим.
Срок осуществления закупки - с 01.12.2017 по 31.01.2019, но контракт с новой клининговой компанией будет заключен всего на год.
- Дальше есть два варианта развития событий. Первый - мы продляем работу с существующей компанией - все продолжают работать. Второй - самый плохой - прощаемся с компанией и ищем другую, но работники остаются, - рассказывает ректор.
Возьмет ли коммерческая организация к себе 300 человек - это спорный вопрос, но вот Сергей Юшко в этом не сомневается.
- Да, это огромное количество. Но мы же приводим туда сотрудников-исполнителей. Компания, которая занимается коммерческими услугами, имеет своих руководителей, а нижний персонал очень сложно найти. Вы попробуйте отыскать 300 уборщиц на улице. Там можно поймать «прохиндеев», которые вообще работать не будут и с которыми намучаешься. Это не мои размышления -так всегда делается. Когда приходит победитель конкурса, он сначала берет всех работников, которые есть на площадке. Другое дело, что, может быть, потом кто-то будет плохо работать и кому-то не понравится, но это забота уже той компании, а с самого начала берут всех, - говорит Юшко.
Тем более, отмечает собеседник, зачем увольнять электриков или сантехников, которые уже прекрасно знают, где и что расположено в вузе. Передача услуг технической эксплуатации на аутсорсинг - это перенаправление части функций предприятия иным лицам, которые имеют высокую квалификацию и компетенцию в данном вопросе.
- У университета очень простая задача. Если будет сокращение средств от Министерства образования и науки, то я должен буду всех увольнять и у меня нет других альтернатив. А сейчас есть возможность сделать это как услугу. И тогда я уже людей трудоустраиваю. Сейчас идет разговор не об увольнении, а об увольнении с последующим трудоустройством. Есть поручение, чтобы ни один человек не оказался за бортом, то есть мы этот процесс сопровождаем, - уверяет Сергей Юшко.
Что должны знать сотрудники университета о своих правах
Порядок увольнения по сокращению штатов:
- издание приказа о сокращении;
- уведомление работников и предложение им другой имеющейся работы;
- уведомление профсоюза и службы занятости;
- увольнение работников.
Выплаты при увольнении по сокращению штатов:
1. При увольнении по сокращению работникам положены определенные выплаты. Прежде всего это выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Кроме того, за сокращенными работниками сохраняется средний заработок на время трудоустройства (не более двух месяцев со дня увольнения с зачетом выходного пособия).
2. С письменного согласия работника он может быть уволен до истечения двухмесячного срока предупреждения о сокращении. При этом ему выплачивается дополнительная компенсация. Размер ее определяется как средний заработок, рассчитанный пропорционально оставшемуся до увольнения времени.
3. Дополнительная компенсация не отменяет выплаты выходного пособия и других сумм, предусмотренных Трудовым кодексом или коллективным договором.
4. Помимо указанных выплат при окончательном расчете в день увольнения работник получает заработную плату и компенсацию неиспользованного отпуска.