Клининг — тот рынок, который напрямую завязан как на госсекторе, так и на платежеспособности бизнеса, а, кроме того, имеет очевидную зависимость от семейно-демографического уклада. «Челябинский обзор» попытался оценить масштабы данного рынка в столице Южного Урала и его перспективы.
Это вам не просто уборка
Сразу оговоримся — профессиональный клининг не имеет ничего общего с наймом прислуги с целью обычной уборки квартиры. Это довольно сложный процесс и непростой бизнес, в котором важны и сервис, и тонкости обращения с продуктами химического производства, и тайм-менеджмент. Кроме того, не имеет ничего общего с профессиональной клининговой компанией и диспетчерская контора, которая принимает заказы и направляет на место действия (в таком случае это чаще всего бытовое жилое помещение) посредников.
Настоящая клининговая компания имеет в штате непосредственно специалистов по уборке, менеджеров по оценке стоимости и качества, тех самых диспетчеров, водителей и прочих необходимых служащих (юристов, бухгалтеров). Кроме того, у фирмы есть собственный инвентарь, необходимая техника (пылесосы, роторные машины), ведется постоянный закуп профессиональный бытовой химии. Клинеры могут убрать помещение после пожара и ремонта; вымыть окна, люстры, стены, потолки; промыть специальное промышленное оборудование; обеспылить заводские цеха и. т. д.
С обычной бытовой уборкой, как видим, профессиональный клининг имеет не так уж много общего.
Точкой роста, по словам опрошенных нами экспертов, в Челябинске можно считать примерно 2010 год. К 2013-му рынок заполнился ровно до того состояния, когда качество ощутимо не успевало за количеством: число фирм росло, но при этом внушающего доверия предложения было не так много. После последовавших всем известных финансовых потрясений рынок начал самоочищаться, недобросовестных конкурентов с него «вымело», а затем вновь пошел небольшой рост. Сейчас по запросу «клининговая компания» челябинский сегмент сервиса ДубльГИС выдает 114 результатов.
«За последние два года, с 2015-го по 2017-ый, количество фирм в Челябинске выросло, примерно на 15 процентов, — говорит Наталья Королькова, директор клининговой компании Clean Power. — Но это отнюдь не гарантирует заказчику качества выполненных работ. В этой сфере очень важны рекомендации, особенно в условиях кризиса. В настоящий момент основной вал заказов идет от бизнеса и от госструктур, а вот на бытовом клининге челябинцы стали ощутимо экономить. Поэтому мы очень ценим контракты с промышленными предприятиями и учреждениями, регулярно участвуем в тендерах».
О том, что количество фирм в Челябинске выросло, говорит и Алена Скрипова, заместитель директора ООО «Аарон Клининг», но при этом отмечает, что процесс этот сопровождается не только падением качества, но и ценовым демпингом — порядка 30 процентов. Кроме того, эта фирма по-прежнему имеет основной объем заказов со стороны физлиц — на уборку квартир, есть небольшой процент заказов и на чистку офисов. Промышленный клининг же остается прерогативой более крупных компаний.
Ценообразование
Стоимость каждой отдельно взятой уборки, будь то работы в однокомнатной квартире или в огромном промышленном цеху — величина плавающая. То, что называют гибким ценообразованием. Откройте сайт любой клининговой компании, а вы увидите, что цены начинаются от минимального количества рублей за квадратный метр. В среднем, генеральная уборка стоит от 25 до 70 рублей за квадратный метр, уборка после строительных и ремонтных работ — от 20 до 100 рублей за «квадрат». Химчистка ковров и покрытий — порядка 100 — 160 рублей за квадрат.
«Стоимость послеремонтной уборки квартиры площадью в 100 квадратных метров — около 10 тысяч рублей, генеральной — порядка 8 тысяч рублей, вместе с мытьем окон», — приводит средние цифры Алена Скрипова.
«В каждой профессиональной компании есть менеджер, который предварительно выезжает на объект и производит оценку стоимости работ, — говорит Наталья Королькова. — Дело в том, что назвать сумму предварительно по телефону специалист никак не сможет: прайс напрямую зависит от степени загрязнения. Потому что расход химии на просто припыленной поверхности и поверхности, залитой вином, соусом и шоколадом, совершенно разный. Как, собственно, и затраты сил на очистку этих поверхностей».
Именно заработок уборщиков и составляет основу стоимости услуги: это порядка 40 процентов, и всего около 10 процентов составляют затраты на химию. «Основа нашей прибыли — это именно работа клинера, поэтому те, кто хочет работать — зарабатывают хорошо», — резюмирует Королькова.
Чем отличается профессиональный клинер от обычной уборщицы? Во-первых, клинер должен обладать недюжей физической силой: для того, чтобы размыть пол роторной машиной, мускулы очень даже понадобятся. Во-вторых, хорошим здоровьем и несклонностью к аллергии: каждый день иметь дело с химией — не слишком полезно даже для крепкого организма. В-третьих, необходимо иметь самое ясное представление о технике безопасности и обладать смелостью: высотные работы по чистке стен и фасадов зачастую выполняют как мужчины, так и женщины. «Коллектив — это 80 процентов залога успеха клининговой компании, — считает Наталья Королькова. — Мы часто отправляем наших специалистов на обучение, разного рода мастер-классы: ведь даже для того, чтобы правильно нанести на поверхность очищающее средство, нужным слоем, нужной концентрации, необходимы базовые знания физики и химии. И, кстати, затраты на обучение составляют большую долю внутренних расходов компании».
Алена Скрипова отмечает, что возрастные ограничения для клинера существуют в рамках 22-45 лет, и среди соискателей немало студентов, а не пенсионеров (в то время как в офисные уборщицы чаще всего идут люди пожилого возраста).
Грязные расходы
Клининг как клиентоориентированный процесс несет совершенно ощутимые риски: во-первых, всегда есть риск, что заказчик останется недоволен результатами. Урегулированием этих конфликтов и занимается специально обученный менеджер. Во-вторых, всегда есть возможность не подрассчитать с химическим средством и испортить поверхность, дорогостоящие кафель или паркет и т. д., не говоря уж об объектах промышленной уборки. Для понимания: промыть дорогостоящее оборудование, станок стоимость в пару десятков миллионов рублей — крайне ответственное мероприятие, в том числе в материальном плане. Если в процессе клининга что-то сломается, исполнитель несет ответственность, и она очень высока. При этом сломаться может все, что угодно, включая, собственно, и оборудование, которое преимущественно импортное и в последнее время существенно подорожало. «Стоимость роторной машины — около 60-80 тысяч рублей, машины для мытья полов — около 150 тысяч рублей», — говорит Алена Скрипова.
При этом в последние годы в продаже начала появляться вполне качественная химия отечественного производства, которая позволила снизить импортозависимость отрасли. Вероятно, отчасти поэтому компании могут позволить себе некий демпинг, снижая цены по сравнению с докризисными временами.
Объемы рынка
«Аарон клининг» выполняет порядка пяти заказов в день, причем это, по большей части, уборка квартир. «Точка безубыточности для клининговой компании начинается от 350 тысяч рублей выручки в месяц, когда при этом остается 200 тысяч чистой прибыли за вычетом всех расходов», — говорит Алена Скрипова. Клининг — бизнес рентабельный, именно поэтому на рынке Челябинска, как уже говорилось выше, достаточно плотная конкуренция. «В принципе, больших расходов на запуск бизнеса не требуется, основные начальные затраты пойдут на инвентарь и закуп химических препаратов. За вычетом стоимости химии, амортизации оборудования и зарплаты клинерам остается прибыль, и она, при грамотно выстроенных бизнес-процессах, очень неплохая. Думаю, можно говорить о рентабельности в 100%», — говорит Наталья Королькова.
Попробуем посчитать объем рынка клининговых услуг Челябинска, пользуясь вполне понятной формулой. За среднюю выручку возьмем условные 400 тысяч рублей в месяц (памятуя о тех компаниях, которые кроме бытового, занимаются более дорогостоящим промышленным клинингом) и умножим на количество компаний: 114. Получаем 45 млн 600 тысяч рублей в месяц. Итого в год — 547 млн 200 тысяч рублей, или, округляя — около 550 миллионов рублей. Ну, а если попробовать понять, каков этот рынок, учитывая «теневую» часть (например, полулегальные самые диспетчерские конторы, направляющие уборщиц к заказчикам), можно смело умножать его на два. Много это или мало? Учитывая кризис, наверное, неплохо.
Опрошенные нами эксперты уверены, что в ближайшие пару лет рынок будет не слишком быстро и резво, но расти. Пожалуй, основная зависимость сейчас — от бизнеса: будут ли появляться новые торговые и офисные помещения, которые будет необходимо поддерживать в чистоте. Что касается госучреждений, то здесь все стабильно уже несколько лет, вряд ли объем заказов снизится. В принципе, Челябинск — не самый чистый (к сожалению) город в России, поэтому в том, что профессиональный клининг тут будет востребован, можно не сомневаться.