Сын спикера СовФеда Валентины Матвиенко Сергей возвращается в большой бизнес. Впервые с тех пор, как его родительница покинула пост губернатора Санкт-Петербурга, он приобрел 99,8 процента крупнейшего частного оператора по уборке улиц в Санкт-Петербурге - АО "Автопарк №7 "Спецтранс", - полностью купив ООО "Бэкбон", которое с 2014 года было основным владельцем компании.
Об этом сообщает "Деловой Петербург".
Ценное приобретение Матвиенко-сына
Как пишет издание, в последнее время Сергей Матвиенко лишь избавлялся от активов, а его капитал стремительно уменьшался. "Спецтранс-7" Матвиенко-сын купил в декабре прошлого года, сразу после того, как АО получило лицензию на работу с отходами. В "Финаме" стоимость компании " оценивают в 0,75-1 миллиард рублей.
Отметим, что мусорный рынок Северной столицы в ближайшее время ждет рост, поскольку с этого года в Петербурге введен утилизационный сбор.
"Спецтранс-7" ранее был тесно связан с банком "Санкт-Петербург" (БСПБ) Александра Савельева: в этой кредитной организации, по данным раскрытых годовых отчетов, трудилась половина членов совета директоров фирмы. Кредитовалась компания тоже в БСПБ. Интересно, что Сергей Матвиенко также не является чужим человеком для этого банка: до 2010-го он был вице-президентом БСПБ, а его семья до сих пор остается в акционерах кредитной организации.
Автопарк "Спецтранс-7" специализируется на уборке городских улиц (годовая емкость этого рынка - 6-7 миллиардов целковых), это крупнейшая частная компания Питера в данной отрасли, ее основные конкуренты - петербургские ГУПы, хотя фирма иногда получает от них же субподряды. В 2016 году "Спецтранс-7" получил господрядов на 467,5 миллиона рублей, годом ранее - на 1,2 миллиарда.
Кроме исполнения госзаказов по уборке компания также перевозит грузы, предоставляет в аренду спецтехнику и имущество (как машины, так и недвижимость). В наследство со времен СССР "Спецтрансу-7" достался земельный банк, который использовался под технические цели. Часть этих участков уже продана девелоперам. Кроме того, компания еще и прикупала земель: так, в 2012-м она приобрела два десятка гектаров гектаров в Шушарах у связанной с БСПБ фирмы, причем в кредит, который был взят под залог у этого банка.
Как значится в уставе "Спецтранса-7", компания занимается, кроме прочего работой с отходами. Но лицензия на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов первого -четвертого классов опасности появилась у фирмы лишь 1 декабря минувшего года, что совпало с активизацией деятельности петербургского правительства по подготовке конкурса на выбор единого регионального оператора (ЕРО) по обращению с отходами.
64 миллиарда рублей "на кону"
В конце 2016 года город утвердил территориальную схему обращения с отходами. Чиновники заявили, что не будут дожидаться установленного федеральным законодательством срока для выбора оператора (ФЗ должен начать работу не позже начала января 2019-го), а проведут конкурс раньше.
Получение статуса ЕРО откроет перед компанией рынок ежегодной емкостью около 64 миллиардов рублей: 14 миллиардов - плата предприятий и граждан за сбор, транспортировку и утилизацию отходов, еще полсотни миллиардов будет поступать в распоряжение оператора за счет введенного в этом году утилизационного сбора с промпредприятий.
Согласно федеральному закону, ЕРО будет отвечать за весь цикл работы с отходами, он может выполнять работы сам или распределять их между прочими игроками рынка. Возможно, Сергей Матвиенко хочет побороться именно за место единого регионального оператора.
Близость к власти - близость к мусору
В настоящее время в Санкт-Петербурге действует почти три сотни лицензий на работу с отходами, выданных Росприроднадзором по Северо-Западу. В то же время, ресурсами для борьбы за место ЕРО располагают лишь несколько компаний. Среди них крупнейшие питерские операторы вывоза мусора — автопарки "Спецтранса" № 1 " и № 6, вместе контролирующие восемь десятых рынка.
Статус ЕРО также может заинтересовать ОАО "УК по обращению с отходами Ленинградской области". Последнее находится в собственности области, но, по утверждению игроков рынка, контролируется командой миллиардера Юрия Ковальчука.
Кроме того, о планах подвизаться на мусорном рынке Северной столицы заявлял "друг Путина" Геннадий Тимченко. Его фирма планировала создавать технопарк совместно с питерским ООО "Техноресурс", но недавно отказалась от своих планов. Не исключено, что господин Тимченко выступит в Питере в партнерстве с другой компанией.
Отметим, что Рынок мусора не первый раз привлекает людей, близких к власти. Так, в 2015 году Игорь Кожин, сын бывшего управделами российского президента Владимира Кожина, намеревался вложиться в модернизацию полигона ТБО "Новый Свет" в Гатчинском районе Ленобласти, но сейчас вышел из этого проекта.
В московском бизнесе по вывозу мусора среди прочих участвуют олигарх Роман Абрамович, тот же Геннадий Тимченко и сын Генпрокурора Чайки.
Взаимное притяжение мусора и богатства
Таким образом, мусор и богатство расположены гораздо ближе ближе друг к другу, чем это можно себе предположить. Вдобавок к тому - мусорный бизнес открывает большое поле для злоупотреблкений и может использоватьмя для отмывания криминальных денег.
В итальянском Неаполе мусорный бизнес полностью находится под контролем мафии. Таким образом, если у оргпреступность начинает испытывать какие-то внутренние или внешние проблемы, это сразу становится заметно и для глаз и для носа.
Главная экологическая оганизация Италии Legambiente сообщала, что только в 2003 году в руках южноитальянской мафии "исчезли" 13,1 миллиона тонн токсических отходов , а доходы "мусорных" мафиози за последние десять лет составили 159 миллиардов долларов.
Аналогичным образом обстоит положение дел и в Соединенных Штатах, где мафия исторически контролировала перемещение мусора от мусорных баков до перерабатывающих производств.
Согласно докладу американского Конгресса 1986 года о вовлечении мафии в мусороперерабатывающую промышленность, ОПГ "заламывали за избавление от токсичных и опасных отходов огромные цены , а затем соединяли их обычным мусором и просто выбрасывали на поля".
В нашей стране дела обстоят не лучше, чем в Европе или за океаном, если не хуже.История современной РФ знает не только "мусорные" откаты, но и рейдерские захваты мусороперерабатывающих предприятий, и даже заказные убийства. И разумеется, за этими громкими делами не последовало никаких сенсационных разоблачений и показательных судебных процессов.
В начале 10-х годов текущего века доходы "мусорной мафии" в Первопрестольной оценивались в три-пять миллионов долларов в месяц.