Управление федеральной антимонопольной службы по Томской области признало ненадлежащей рекламу клининговой компании "Мастер клининг". Фирма распространила листовки с портретом американского президента Барака Обамы и слоганом "Отмоем любую грязь!".
Антимонопольщики посчитали подобное сочетание оскорбительным для представителей негроидной расы несмотря на то, что Обама, строго говоря, не негр, а мулат. Тем не менее в отношении компании готовятся возбудить административное дело.
"К нам поступило заявление, что в городе распространяется рекламная продукция, в которой в оскорбительном контексте использовано изображение Барака Обамы, – рассказал "Совершенно секретно" начальник отдела контроля рекламы УФАС по Томской области Алексей Рылов. – Мы обсуждали эту рекламу на экспертном совете и пришли к выводу, что она действительно является ненадлежащей. Дело не в Обаме, а в использовании образа темнокожего человека. По закону в рекламе запрещено дискриминировать людей по национальному или половому признаку. Поэтому компанию "Мастер клининг" мы будем привлекать к административной ответственности".
По словам Алексея Рылова, компания уже имела проблемы с ненадлежащей рекламой. В сентябре прошлого года фирма "Мастер клининг" распространила рекламные листовки с изображением женщины, чьи поза и выражение лица однозначно намекают на то, что её опыт в порноиндустрии явно больше, чем в уборке. Надпись на листовке гласила: "Я дала твоему соседу скидку 10%. Хочешь, дам и тебе". Текст про соседа был набран крупным шрифтом, а про скидку, естественно, мелким.
Ещё один образец скандальной рекламы
В компании "Мастер клининг" корреспонденту "Совершенно секретно" вежливо пояснили, что по поводу санкций УФАС абсолютно не переживают, а сумму выписанных в прошлый раз штрафов вспомнить затрудняются.
Фирма зарегистрирована как индивидуальный предприниматель, поэтому для неё максимальный штраф не может превысить 20 тыс. рублей. С другой стороны, после того как антимонопольщики признавали рекламу ненадлежащей, все томские агентства новостей тут же рассказывали и о женщине, дающей скидки соседям, и о Бараке Обаме. То есть компанию "Мастер клининг" совершенно бесплатно упомянули в информационных сообщениях десятки раз – при том, что размещение рекламного материала на любом томском новостном сайте стоит как минимум 4–5 тыс. рублей. Фактически, клининговая фирма провела полноценную рекламную кампанию, потратившись лишь на штрафы и пачку бумаги.
"Подобные технологии относятся к так называемому партизанскому маркетингу, – рассказывает корреспонденту "Совершенно секретно" креативный директор рекламного агентства Олег Подгорных. – Плакаты, листовки или баннеры с провокационным содержанием специально делаются такими, чтобы вокруг них возникла шумиха и компанию-заказчика упомянули в местных новостях, желательно, конечно, по телевидению. УФАС в этой схеме используется, по сути, "втёмную". Их задача – обратить внимание СМИ на ненадлежащую рекламу и устроить скандал. Если всё получилось, заказчик получает десятки тысяч рекламных контактов по цене одного штрафа от антимонопольщиков, который просто закладывается в бюджет".
Эта версия косвенно подтверждается тем, что тиражи обеих листовок, напечатанных клининговой компанией, были совсем небольшими – 30–50 штук. "Это были пробные листовки, которые мы напечатали на принтере и расклеили на очень небольшой территории", – пояснила "Совершенно секретно" управляющая фирмы "Мастер клининг" Вероника Калинина.
Участники рекламного рынка и сотрудники надзорных органов признают, что никаких механизмов борьбы с подобными рекламными технологиями в России не существует. "В данном конкретном случае прокуратура могла бы усмотреть в листовках с Бараком Обамой разжигание межнациональной розни, – рассказывает корреспонденту "Совершенно секретно" юрист Елена Новикова. – А это уже не административное правонарушение, а уголовно наказуемое деяние. Штрафом и комиссией тут не отделаешься. А "административкой" кого сейчас можно напугать?"