«Отдать» уборку офиса клининговой компании- это возможность сосредоточиться на основной работе и освободить менеджмент от непрофильного вида деятельности. Это так же позволит оптимизировать численность персонала и сократить часть операционных издержек.
По нашим данным (аналитические отчеты «СТК») на долю уборки офисов (административных помещений) приходится около 16 % всего сегмента клининга (Рис. №1):
Сегмент клининговых услуг на объектах коммерческой недвижимости, включающей в себя и помещения, часто называемые «офисы», в период 2009-2015 гг. рос со средними темпами –около 17,2% в год. Емкость сегмента в 2015 г. оценивалась в 150 млрд. руб.
Такой рост обеспечивался драйверами:
- вводом новой коммерческой недвижимости;
- более широким использованием аутсорсинга действующими объектами.
Какова будет динамика роста в 2016 г. сложно сказать, зато услуги по уборке офисных помещений в структуре вообще клининговых услуг, по- прежнему будут занимать лидирующие позиции- около 70% рынка. За счет чего? Самыми крупными сегментами являются объекты класса «А» и «В»: офисы, административные помещения, бизнес- центры, торговые центры, торговые сети, и пр.
Еще одной особенностью является и то, что рынок уборки офисных помещений имеет более высокие цены. Разброс цен на уборку офисных объектов (класс «А» и «В») небольшой, но точно выше в 1,5 раза цен на уборку производственных объектов (обычно- класс «С»). Это обусловлено номенклатурой услуг, большой трудоемкостью. Заказчиками уборки офисов предъявляются более высокие требования к персоналу, к качеству услуг, предусмотрены системы штрафов, предъявляются требования к расходным материалам, наличию оборудования. Вход для новичка в этот сегмент потребует больших изменений в организации бизнеса, да и для опытных клинеров - это необходимость инвестиций на фоне минимизации бюджета на уборку самими Заказчиками.
Несмотря на это, конкуренция в сегменте клининга офисных помещений высокая, игроков много. Для надежного поставщика- клинера характерны наличие спецодежды, специальной уборочной техники, Call-центра (горячая линия). В компании должны применяться единые стандарты выполнения работ. Показатели качества должны контролироваться отделом внутреннего аудита/контроля качества, и, возможно, потребуется круглосуточная аварийная служба, т.к. заказчик может запрашивать комплексную услугу: ежедневная уборка и эксплуатация инженерных систем офиса.
Ежедневная уборка офисов чаще всего включает в себя: комплексную уборку, уборку прилегающих территорий, сбор и вывоз мусора (ТБО). Поэтому, именно на долю этих видов услуг приходится около 70% всего рынка услуг клининга.