В компании Cristanval рассказали журналистам из европейского издания European Cleaning Journal о ситуации, сложившейся в настоящий момент на российском рынке клининговых услуг. На их вопросы ответил генеральный директор компании Олег Попов. По его мнению, кризис, который сегодня мы видим в России, ещё не достиг своего дна. На рынке клининговых услуг не могли не отразиться процессы, идущие в отечественной экономике – его рост прекратился, более того, рынок стремительно начал сокращаться.
Кризис рынка можно отследить, проанализировав, например, активность клининговых компаний в тендерах. По словам Олега Попова, раньше его компания постоянно получала телефонные звонки и письма по электронной почте с предложением участия в подобных мероприятиях. Однако сейчас ситуация изменилась. Генеральный директор компании Cristanval попытался ответить на вопрос, куда ушли клиенты и что делать, чтобы их вернуть.
Понятно, что во время кризиса многие стараются сократить свои расходы, «затянув потуже пояса». В России продажи обуви и одежды, например, за прошлый год сократились на 8%. В этом году процесс ускорился и можно ожидать дальнейшего падения ещё, как минимум, процентов на 20. Российский потребитель не только стал делать меньше покупок, но и выбирает наиболее дешевые товары. Эконом-сегмент даже в такой сложной ситуации продолжает развиваться, в то время как остальные существенно просели.
В центре столицы сейчас пустует множество торговых площадей, и отток арендаторов продолжается. В настоящий момент пустует 11.8% помещений, что является максимальным значением за последние шесть лет. Арендаторы сегодня тоже стараются подобрать более дешевые варианты, уходят работать в торговые центры. Кроме того, в Москве в этом году было введено в эксплуатацию 6 крупных торговых объектов, имеющих совокупную площадь 778 тысяч кв. метров.
На сегодняшний день в торговых центрах Москвы общий объём площадей составил 5,1 миллионов кв. метров. Вместе с тем, и в торговых центрах растёт количество пустующих торговых площадей. С начала этого года вакантность выросла до 9% с 6%, что связано, в том числе, и с резким увеличением предложения. По всей Москве торговые площади продолжают пустеть. При этом прибыльность у арендаторов непродовольственного сектора упала больше всего.
Многим сетям также не под силу сейчас платить прежние арендные ставки за занимаемые площади. Это связано как с ростом себестоимости продукции, так и с нынешним падением потребительской активности. Что касается стрит-ретейла, самое большое количество запросов на помещения в первом полугодии текущего года поступало здесь от розничных сетей, относящихся к низкой ценовой категории, так как многие потребители сегодня предпочитают товары более доступного сегмента. Эту тенденцию уловили сети низкого ценового сегмента, которые стали активно открывать новые точки по всей стране. Именно в этом сегменте сейчас и наблюдается наиболее активный рост рынка клининговых услуг.
В связи с тем, что привычный поток клиентов клининговых компаний начал сокращаться, пришлось искать новые сегменты, меньше всего затронутые нынешним кризисом. Одним из таких сегментов стала уборка квартир, а также разовые спецработы, по которым всегда наблюдалась высокая доходность. Прежде всего, это касается таких услуг как, например, шлифовка бетона, а также шлифовка мрамора и гранита, их кристаллизация и т. п. Таких работ в кризисный период тоже стало меньше, ужесточилась конкуренция между исполнителями, но эти работы всё-таки не ушли совсем.
Продвижение клининговых компаний в последнее время также стало более агрессивным. Раньше клиенты сами находили исполнителей, а теперь за них приходится бороться, занимаясь рекламой своих услуг и доказывая свои преимущества перед конкурентами. При этом активно используются самые разные виды рекламы, в том числе, в Интернете, а также порой и такие сомнительные методы, как демпинг во время тендеров и дискредитация конкурентов.
Российским клинерам, привыкшим к спокойной «расслабленной» жизни, считает Олег Попов, придётся вступить в реальную борьбу за оставшихся клиентов для того, чтобы преодолеть кризис. По его мнению, этот год переживут не все клининговые компании. В таких условиях трудно рассуждать о развитии рынка. Скорее всего, компаний станет значительно меньше, так как многие с организации рынка клининговых услуг всё-таки уйдут. Только финансово устойчивые крупные структуры, способные работать во всех существующих сегментах, смогут выжить в таких условиях. Но кто именно останется, покажет жизнь.