Сбор, утилизация и переработка ТБО обоснованно считаются не только благородным, но и прибыльным делом. В сфере обращения отходов наиболее выгодным направлением является вывоз мусора. Из более чем сотни предприятий, работающих с ТБО, вывозом на свалки занимаются более 40 компаний. Наиболее крупные компании Калининграда, по информации «РБК-Калининград», в сфере перевозки отходов - это «Мобайл-Клининг», «Блеск», ЧП Галина Сергеева. Компания «Блеск» помимо вывоза мусора занимается уборкой территорий, офисов и частных квартир.
Официально зарегистрированным операторам, которые осуществляют сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание или размещение ТБО, составляет конкуренцию большое количество операторов-нелегалов, зачастую недобросовестно выполняющих свою работу. Увы, высокая конкуренция сыграла им только на руку, вызвав понижение цен на услуги в условиях и так процветающего демпинга.
Заместитель председателя Союза переработчиков отходов Калининградской области Марк Балановский рассказал местным журналистам: «Легальный сегмент выглядит скромнее, - сказал он. «Например, Союз переработчиков включает в себя 43 организации. Мы постоянно принимаем новых членов, но для нас важно быть уверенными в соответствии их деятельности законодательству. К сожалению, нелегальных операторов очень много и они приносят огромный вред окружающей среде».
Основной вред нелегалы приносят тем, что не утилизируют отходы, а просто избавляются от них. Следовательно, получив высокую прибыль, так называемые «пираты» не несут ни расходов, ни иных материальных потерь, ни ответственности. «Утилизировать одну шпалу стоит, к примеру, пять рублей за килограмм. Сделать дешевле невозможно. Какая-нибудь компания дает цену в два рубля и выигрывает конкурс на утилизацию у крупного предприятия. В итоге же просто вывозят шины в ближайший лес или водоем, - Чаще всего нелегалы работают с отработанными машинными маслами, которыми топят котельные, аккумуляторами, которые сдаются под видом цветного металла. Если работать нелегально, это прибыльный бизнес - минимум затрат, максимум прибыли и вреда окружающей среде» - комментирует проблему Балановский.
Услуга по утилизации опасных отходов, например, ртути, аккумуляторов, нефтепродуктов, автомобильных шин и тому подобного - одна из самых дорогих и, увы, нерентабельных. Транспортировкой отходов высокого класса опасности обязаны заниматься только компании, имеющие лицензию, заключающие договоры со спецполигонами на территории России. Опасные отходы вывозятся за пределы региона. Некогда работавшего единого оператора полигона «Ленхиммаш» сменила для Калининградской области компания-оператор «ОСКАБ-Запад». На данный момент с ее стороны Калининграду оказываются услуги по утилизации отработанных аккумуляторов, которые подрядчик вывозит на один из подмосковных полигонов.
«Мы платим за отходы, несем издержки за приведение его в вид, пригодный для транспортировки. Самая большая статья расходов - логистика. Мы отправляем грузы только морем. Для того чтобы провести опасный груз через Литву, нужно получить специальное разрешение», - рассказал представитель компании журналистам. С целью увеличения прибыли «ОСКАБ-Запад» расширила сферу деятельности: компания торгует новыми аккумуляторами, а также в ее ближайшие планы входит начать заниматься утилизацией и транспортировкой других химических отходов.
В отношении процессов хранения и утилизации в Калининградской области, система работы достаточно отлажена. По информации «РБК-Калининград», в Калининградской области существует только одна частная свалка в поселке Долгоруково, принадлежащая компании «Роскемпинг». Остальные свалки и полигонов относятся к ведению муниципалитетов. «Свалка - это кусок земли, куда просто все валится. На легальной свалке есть яма на въезде, чтобы мыть колеса и земельный вал вокруг» - дал свое определение Балановский.
Дмитрий Садовой, коммерческий директор «Роскемпинга» так рассказал журналистам о работе своей компании: «Доход мы получаем в виде платы за прием мусора. Существует регулируемый государством тариф на прием отходов, в Долгоруково он составляет 66,8 рубля за кубометр, - говорит. - Наша свалка может принять порядка 10 тысяч тонн в год. Очень сложно получить разрешающие документы на нашу деятельность, из проверок мы не вылезаем. Чтобы увеличить рентабельность, планируем заняться переработкой и сортировкой отходов».
Эксперты отмечают, что и частная, и государственная свалки работают по одинаковой схеме и имеют одинаковый список расходов. Так, необходимо вначале уплотнить мусор, пересыпав его гравием и песком, сформировать дезинфицирующую яму с пятипроцентным раствором формалина, земляные валы и решетки. На все это тратятся немалые средства.
По закону отходы можно размещать только на полигонах, не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. «Полигон - это объект, не оказывающий воздействия на окружающую среду», - говорит Балановский. -«У него твердое основание, водонепроницаемая подложка, сбор фильтрата, очистные сооружения и валы. Все, что скапливается от хранения мусора, идет на очистные сооружения, в землю загрязняющие элементы не попадают».
Государство не готово инвестировать в крупные «мусорные» проекты, а частные инвесторы не торопятся рисковать. Поэтому, несмотря на то, что в поселках Сычево и Голубево уже выделено несколько участков под полигоны и мусороперерабатывающие комплексы, денег на их развитие и разработку нет.
В интервью «РБК-Калининград» Балановский высказал мнение о том, что в Калининградской области, существует только два безопасных полигона - в поселке Барсуковка Неманского района и в Жаворонково Гусевского городского округа. Основными недостатками полигонов эксперты видят, во-первых, в их большой удаленности от города, во-вторых – в их малой вместимости: только 10% годового объема отходов региона даже при 100% заполненности.
Переработка отходов – самый проблемный сегмент в работе операторов ТБО, а виной этому - высокотехнологичность производства. Покупка и обслуживание перерабатывающего оборудования, обучение высококвалифицированных кадров – это огромные затраты. Переработка, в отличие от других направлений работы с мусором, не позволяет быстро окупить вложения, получить прибыль.
Большинство операторов данного направления занимается переработкой отходов 3-4 класса опасности. Одними из самых популярных направлений в Калининградской области, по информации «РБК Калининград», являются: переработка автомобильных шин, битумосодержащих отходов, нефтяных отходов. В составе Союза переработчиков отходов Калининградской области четыре переработчика шин, еще двое подали заявку на вступление. Чаще всего автомобильные шины преобразуют в масла или резиновую крошку, которая используется при изготовлении резиновых покрытий и кровли.
Производство кровельных наплавляемых материалов марки «Экорубит» в свое время также было основано на переработке отходов. Компания «Олимп-Дизайн», принадлежащая автору разработок переработки нефтяных отходов Святославу Лавриненко, с 1998 года занимается уникальной технологией в сфере переработки битумосодержащих отходов. Компания перерабатывает любые нефтяные отходы в кровельные материалы, чем экономит до 30 % бюджета капитального ремонта.
«Несколько лет назад мы утилизировали некондиционный шоколад у шоколадной фабрики и добавляли его в свою продукцию. Или использовали масло с кораблей Северного моря, содержащее рыбий жир. Когда кровлю из такого материала кладут с помощью горелки, над домом образуется воронка из чаек, чувствующих запах рыбы» - рассказал журналистам Лавриненко. Основную проблему своей компании ее глава видит в том, чтобы наладить сбыт кровель не только коммерческим компаниям, а связать деятельность с госзаказом.
«Мы боремся за введение квотирования на услуги переработчиков отходов для муниципальных и государственных предприятий, найдем дополнительный сбыт, государство получит качественные материалы по низкой цене, и у переработки отходов появится шанс стать популярной отраслью», - говорит Лавриненко. Данная проблема, по мнению экспертов, относится к большинству аналогичных предприятий по стране. Так называемый «рециклинг отходов», даже при наличии оборудования, технологий и кадров зачастую остается вне поля зрения госзаказчиков.