В последнее время рынок клининговых услуг становится всё более ориентирован на уборку квартир обычных граждан. Это не означает потери внимания к более дорогому сегменту. Наоборот – ввиду нынешней ситуации в отечественной экономике, нанимать пресловутых «филиппинских домработниц» становится всё более накладно, и заказчики среднего класса и выше также всё чаще обращают своё внимание на услуги, предлагаемые отечественными клининговыми компаниями.
В настоящий момент в освободившейся нише можно наблюдать бурный рост конкуренции между поставщиками клининговых услуг. Такая конкуренция, прежде всего, приводит к демократизации цен. Другим важным фактором стало перемещение сервиса в Интернет, что также способствовало росту доступности услуг. По прогнозам специалистов, профессиональная уборка квартир всего через 2-3 года может стать для жителей российских городов и, особенно, мегаполисов, самым привычным делом, наряду с вызовом такси, например.
Тем не менее, на сегодняшний день регулярная уборка квартир составляет всего около 20% рынка клининговых услуг в России, а 80% по-прежнему остаётся за уборкой офисных, торговых, производственных и военных объектов. В данном сегменте существуют совершенно иные расценки на услуги клинеров и другие правила. В России сейчас, как известно, работает несколько тысяч клининговых компаний. При этом большинство таких компаний – малые предприятия, микрофирмы.
По словам директора по маркетингу Qlean.ru Романа Кумара Виаса в комментарии изданию «Российская газета», благодаря новым высокотехнологичным стартапам, большинство прежних лидеров рынка клининговых услуг постепенно утрачивают свои преимущества. Новые стартапы привносят в отрасль новые клиентоориентированные решения, которые просты и удобны, практикуют оплату банковскими картами, предоставляют возможность клиентам подписаться на уборку, заказывать услуги через мобильные приложения, внедряют новые системы автоматического распределения заказов и оценки качества. Кроме того, на рынок вышло много компаний-агрегаторов, которые занимаются только сведением между собой уборщиков и заказчиков их услуг.
Сегодня сервисы, предлагающие уборку квартир от двух раз в месяц, вполне доступны для среднего класса, так как цены на подобные услуги остаются достаточно низкими. Это происходит благодаря тому, что при помощи интернет-сервисов клининговым компаниям удалось значительно оптимизировать все процессы своего общения с заказчиками. Кроме того, снизились зарплатные ожидания работников самих компаний, которые сегодня готовы в Москве за целый день уборки получать 1500 рублей.
Для большинства потенциальных потребителей данные услуги в настоящее время уже вполне доступны, благодаря своей относительно невысокой стоимости, рассказывает Марина Масловская, являющаяся партнёром клинингового интернет-сервиса cleaning.pomogatel.ru. По сравнению с недавним прошлым, цены даже понизились – если прежде регулярная уборка двухкомнатной квартиры площадью 70 метров обходилась клиенту в 2500-2700 рублей, то сейчас она будет стоить всего 2190 рублей. При этом клинеры принесут с собой всё необходимое для уборки.
Однако, как показывает практика, цена не является главным препятствием для развития рынка профессиональной уборки. Как оказалось, многие люди просто не желают пускать посторонних в свой дом или личное пространство. Хотя ситуация и в этом плане медленно, но начинает сдвигаться с мёртвой точки. Как уже упоминалось, регулярная уборка квартир пока занимает лишь одну пятую рынка клининговых услуг, уступая таким услугам, как, например, комплексное обслуживание торгово-офисных или производственных площадей.
С психологической точки зрения сложнее всего работать с категорией людей, которые болезненно реагируют на прикосновение к их вещам посторонних или перемещение их вещей с места на место. Этих людей крайне трудно убедить воспользоваться услугами клинеров. Затем, существуют женщины, которым для реализации себя в роли женщины-хозяйки необходимо самостоятельно делать уборку в своей квартире. С их точки зрения, лучше их никто квартиру не уберёт. Но есть и другие, кто придерживается прямо противоположной точки зрения, считая, что жизнь слишком коротка и не стоит тратить её на уборку. Некоторые считают, что прекрасные женские руки не созданы для грязной работы. Именно эти категории граждан являются потенциальными клиентами клининговых компаний. Клининговые компании, в свою очередь, всячески стремятся пропагандировать такой взгляд на проблему – то есть, поддерживают точку зрения, что каждый должен делать своё дело, подчёркивает Марина Масловская.
Солидные клининговые компании, как правило, заключают с клиентом договор на уборку и предоставляют ему все необходимые юридические гарантии. Такой подход вполне устраивает заказчиков. Как рассказывает Роман Кумар Виас, главный страх клиента – боязнь оставлять клинеров одних в своём доме, а то и просто пускать в свою квартиру постороннего человека. Кроме того, люди боятся воровства, поломки вещей в квартире. По его словам, у компании на случай такого форс-мажора имеется страховой фонд в размере 5 миллионов рублей. Так что, если вдруг кто-то из работников что-нибудь разобьёт, вопрос о компенсации с клиентом можно решить в течение нескольких дней. Но до сих пор недовольных работой его компании не было, утверждает он.
По словам главы отделения по развитию клининговой компании «Альбатрос» Владимира Гузеева, беспокоиться о таких вещах люди будут всегда. Однако в работе действует старый закон: глаза боятся, руки – делают. И люди начинают заказывать уборку на свой страх и риск. При этом развеять их страхи, предоставив профессиональную и качественную услугу – задача клининговой компании. У данного сегмента рынка сегодня огромный потенциал, поэтому на ближайшие 5 лет можно прогнозировать его ежегодный рост не менее, чем на 20-30%.
Как показали исследования, проведённые среди тех, кто имеет финансовую возможность нанять для уборки квартиры приходящую домработницу, 33% опрошенных сказали, что готовы это сделать. Однако тех, кто не готов, пока больше – отрицательно ответили на вопрос 54% респондентов. Уже пользуется услугами домработницы – 1% опрошенных, а 12 % сказали, что затрудняются ответить.
Те хозяйки, кто по-прежнему считают, что излишне тратить деньги, нанимая профессионалов для уборки квартиры, которую она может убрать сама, должны понять, что уборка, сделанная даже самой хорошей хозяйкой, по своему качеству никогда не сравнится с профессиональной уборкой квартиры. Во-первых, клинеры применяют в своей работе профессиональные высокоэффективные чистящие средства, которые способны удалить даже сложные загрязнения без нанесения ущерба практически с любой поверхности. К таким частым загрязнениям относится, например, известковый налёт, водный камень, жировое загрязнение на кафеле или плите на кухне. Специалисты клининговых компаний могут рассказать о случаях, когда им удавалось «спасти» ванны, например, которые хозяева из-за ржавого налёта или водного камня уже были готовы демонтировать и выбросить на помойку.
Также профессиональные уборщики используют специализированные инструменты, которые привозят с собой. К таким инструментам относятся особые пылесосы и парогенераторы, склизы, оснащенные телескопическими штангами с поворотным механизмом, применяемые при мытье труднодоступных участков окон. Клинеры применяют в своей работе также специальное оборудование для размытия напольных покрытий, при помощи которого производится глубокая очистка линолеума, гранитного и мраморного пола, кафеля. Конечно, это всё клиент может приобрести и сам, однако тут имеются определённые трудности, считает Марина Масловская. Например, профессиональные химические средства поставляются обычно оптом по 40-50 кг., а приобретение профессиональной техники обойдётся намного дороже, чем бытовой. Не все готовы для поддержания порядка в доме потратить 200 тысяч рублей, заключает она.