О проблемах современного рынка клининговых услуг, а также о том, кто чаще всего заказывает уборку домов, как, ничего не испортив, привести дом в порядок и стоит ли доверять широко рекламируемым чистящим средствам, рассказал изданию «БИЗНЕС Online» Станислав Янцев, глава казанской клининговой компании «Мой дом».
Отличительная черта нынешнего рынка клининговых услуг, по мнению Станислава Янцева – демпинг. Для привлечения клиентов сегодня у крупных компаний, которые обладают тысячным штатом и собственным отделом кадров, есть возможность снизить цену на свои услуги. У небольших компаний такой возможности нет. Ниша, которую занимает на этом рынке компания «Мой дом», не позволяет получать сверхприбыли, так как обслуживает более мелких клиентов, чем гиганты индустрии чистоты. Поэтому в среднем цены у неё выше на 10-15%. Иначе придётся работать себе в ущерб.
Работа руководителя небольшой компании, по словам Станислава Янцева, имеет свои особенности. Многое ему приходится делать самому, например, принимать заявки, так как директор не имеет секретаря. Главе компании помогает его жена. В компании также нет менеджеров и отдела продаж. Она работает через Интернет, поэтому с заказами от юридических лиц ситуация непростая.
Когда компания только начинала работать, перечень предлагаемых ею услуг был намного больше. По признанию Янцева, пытались брать пример с крупных клининговых фирм. Однако, отмечает он, с годами пришло понимание, что каждая услуга требует специальных знаний, персонала, средств и оборудования, которых у маленькой компании может не быть. Поэтому гнаться за большим разнообразием бессмысленно. Нужно найти и занять свою нишу. При этом доход напрямую зависит от размеров вложенных в дело средств. В компании заведено, чтобы каждый клиент после получения услуг отзвонился и сообщил о результатах работы. Важно, чтобы заказчик остался ею доволен. А для руководителя фирмы важно обладать максимально полной информацией.
Наиболее сложным видом уборки Станислав Янцев считает комплексную ежедневную уборку коммерческой недвижимости. Это касается как организации работ, так и ценообразования. Существуют компании, выбравшие узкую специализацию. В том числе, компании, предпочитающие выполнять заказы исключительно по ежедневной уборке коммерческой недвижимости, даже если это не приносит больших денег. Если такой фирме дать заказ, например, на уборку жилого помещения с чисткой мебели и ковров, она может просто погибнуть, так как «заточена» под один определённый вид услуг.
Направление работы компании «Мой дом» – фасады, мебель и ковры. Фирма закупает чистящие средства и оборудование в Москве, так как в Казани нет всего необходимого, и это стоит значительных денег. Ведь компания специализируется на нестандартных и сложных заказах. Пример такого заказа – убрать с поверхностей кухни жир. Если клиент обратится с ним к крупной компании, то те запросят очень высокую цену именно из-за нестандартности заказа. Или, например, устранение неприятного запаха (канализации, сырости и т. д.) из помещения, с ковров или мебели. Тема удаления неприятных запахов, считает Станислав Янцев, сейчас только набирает обороты. Её ещё предстоит разрабатывать, однако устойчивый спрос существует уже сегодня. Например, недавно компания «Мой дом» работала в новостройке. Одно из строящихся административных зданий было необходимо избавить от неприятного запаха, который образовался по вине организаторов строительства, поскупившихся на установку биотуалетов для рабочих. Пришлось закупать специальное оборудование и средства.
Уборку домов заказывают, в основном, представители премиум-сегмента. Это состоятельные люди, имеющие жильё с дорогим ремонтом, обстановкой и разнообразными изысками, вплоть до «золотых унитазов». Такие заказчики обычно знают цену деньгам, отличаются педантизмом и дотошно проверяют качество работ. На сайте компании в числе прочих услуг клиентам предлагается тщательная послестроительная уборка. Такая реклама обычно привлекает заказчиков.
Было время, когда глава компании стремился одеть всех своих специалистов в фирменную спецодежду. Однако со временем сделал вывод, что людям, как правило, неважно, как одеты работники. Они смотрят на результат, и попытки произвести чисто внешний эффект смысла не имеют. Важнее качество уборки. Заказанная спецодежда до сих пор висит в конторе неиспользованная, рассказывает Станислав Янцев.
В Казани только что прошёл Чемпионат мира по водным видам спорта. По словам директора «Моего дома», существенного изменения количества заявок в связи с этим событием не наблюдалось, как и предполагаемого бума в сфере очистки городских фасадов. Однако здесь имеется один нюанс. Поддержание чистоты фасадов, как и на многих объектах в целом, часто финансируется из государственного бюджета. Это также влияет на специфику работы. Кризис также повлиял на динамику спроса на рынке клининговых услуг, где сейчас наблюдается стагнация. С начала кризиса стало меньше заказов на уборку. Люди стали покупать меньше квартир, соответственно, количество ремонтов тоже сократилось.
В тех случаях, когда строительные или ремонтные работы производятся с существенными нарушениями технологий, а также порой из-за небрежности исполнителей могут возникать загрязнения и даже повреждения поверхностей, которые трудно, а иногда вообще невозможно удалить. Это проблема, с которой сталкивается фирма, занимающаяся послестроительной уборкой. При этом заказчик часто убеждён, что специалисты по уборке потом могут всё это легко отчистить, как ему сказали строители. Чаще всего к таким повреждениям относятся царапины на стёклах, трудновыводимые следы грунтовки и затирки, а также пятна еды – томатного соуса, чая, кофе, оставленные рабочими на мраморных поверхностях, например, подоконников.
Наиболее часто встречаются следы затирок. Более того, в помещениях, где повышена влажность, низкокачественные затирки могут скапливать влагу в верхнем слое, что приводит к выходу солей на поверхность и даже появлению плесневых грибков. На плитке с пористой глазурью и полированном керамограните затирки образуют несмываемые пятна. Особенно опасны в этом отношении тёмные затирки, пигмент которых проникает в поры верхнего слоя покрытия. Кроме того, если своевременно не удалить остатки затирки с поверхности, они станут источником неудаляемых загрязнений.
Затирку, попавшую на поверхность плитки, следует удалить в течение трёх часов, иначе она затвердеет, и удалить её будет невозможно. Особенно это касается затирок на основе фурановой и эпоксидной смолы. Сильные кислоты для их удаления применять нельзя, так как они повредят поверхность ещё больше. Для того чтобы вовремя выявить подобные дефекты, заказчику рекомендуется заказать промежуточную уборку, которая проявит проблему до окончательного расчета с допустившими ее строителями.
Для проведения послестроительной уборки необходимо специальное оборудование. К такому оборудованию относится, например, специальный пылесос, на который при сухой уборке можно установить дополнительный фильтр-картридж и бумажный пылесборник, при помощи которых можно удалить мелкую строительную пыль. Пылесосы другого типа (с полиэстеровым или тканевыми фильтрами) в данном случае бесполезны и только поднимут пыль.
Если востребованность послестроительной уборки зависит от конъюнктуры рынка, то спрос на чистку ковров есть всегда. Станислав Янцев считает это направлением-донором, выручающим клинеров, особенно в зимний период, когда в строительстве и на рынке клининга наблюдается определённая стагнация. Ковры сегодня есть самых разных видов. В том числе, с длинным ворсом, который надо уметь чистить. Прежде всего, чистка ковров требует специального помещения и оборудования. Многие клининговые компании нашли это слишком обременительным и вычеркнули чистку ковров из списка своих услуг. Сегодня в Казани всего три компании предлагают клиентам данную услугу. В их числе «Мой дом». При этом ковры есть практически у всех, и если за уборку квартиры не все готовы платить, то за чистку ковров люди платят немалые деньги. И чистят их довольно регулярно – кто-то раз в год, кто-то реже.
Многие владельцы ковров и мебели, следуя рекламе, пытаются удалить пятно сами, при помощи купленной в магазине бытовой химии. Прежде всего, следует сказать, подчеркивает Станислав Янцев, что гипоаллергенной химии не бывает. Это рекламная уловка. Любая бытовая химия неполезна. К тому же, удалив пятно, сам состав остаётся на поверхности, в волокнах, и убрать его практически невозможно в домашних условиях. Это приводит к порче ковров и мебели, на которых остаются неудаляемые пятна.
Не больше проку и от широко разрекламированных моющих пылесосов. Не стоит тратить деньги на их приобретение, считает Станислав. Прежде всего, у продающихся в магазинах бытовой техники пылесосов за 20 тысяч не хватает мощности для удаления с ковра мыла. Это под силу профессиональному пылесосу. Но стоит он от 40 тысяч, и приобретать его ради чистки ковра нерентабельно. А для простой сухой уборки достаточно и простого пылесоса. Для поддержания чистоты достаточно пылесосить квартиру ежедневно и один раз в неделю делать влажную уборку. Чистка, как ковров, так и мебели, всегда начинается с обычного выбивания.
Ещё одна распространенная проблема – грибок и плесень. Способ чистки зависит как от площади распространения поражения, так и от срока, прошедшего после появления плесени или грибка. Практически полностью удаляются пятна, которые находились на поверхности не больше двух недель. Если же с момента их появления прошли месяцы, а то и годы, стопроцентное удаление пятна маловероятно. Поражая натуральные волокна, грибок необратимо изменяет их структуру.
Достаточно сложно удалить загрязнения, попадающие на натуральную кожу, так как они глубоко проникают в поры. Проще всего избавиться от свежего пятна, на которое не воздействовали агрессивными пятновыводителями и абразивными средствами. Попытки же самостоятельно удалить загрязнение, как правило, приводят к неисправимому повреждению поверхности и порче изделия. В таких случаях результата не даст даже глубокая чистка обивки. Тут можно рекомендовать только реставрацию кожаной обивки с заменой повреждённых участков.
Гардины и шторы, которые отдают в химчистку, подвергаются там обработке, в результате которой пропитка и огнезащитный состав из них просто вымывается. Кроме того, постоянная химчистка может создавать накопительный эффект, и срок службы штор и гардин сокращается. При сухой чистке пропитка сохраняется, а грязь просто удаляется с её поверхности, что способствует долговечности материала. Но, как любым делом, заниматься этим должны профессионалы.