Несмотря на кризис и падение доходов населения, активно развиваются интернет-сервисы уборки. Такой сервис представляет собой специально разработанную платформу, при помощи которой все нуждающиеся в услугах уборщиков могут легко найти исполнителя. Исполнители, со своей стороны, также могут найти здесь подходящий им заказ.
Как рассказал Дмитрий Анисимов, ранее возглавлявший петербургские филиалы Biglion и BigBuzzy, он пришёл в этот бизнес в январе прошлого года. Изучив опыт успешных западных стартапов, он пришёл к выводу, что данная сфера в нашей стране всё ещё находится на этапе развития, недостаточно «оцифрована» и недостаточно удобна для клиентов. Дмитрий Анисимов приводит в пример сервисы, работающие по модели Uber в Европе и Америке: Handy, Homejoy, Helpling. Их опыт был взят им за основу при создании GetTidy.
Собственный клининговый сервис под названием Qlean создали в июле прошлого года бывшие дизайнеры компании «Рамблер». По их словам, оборот новой компании превысил 3,5 млн руб. в первые же месяцы работы. При этом размер инвестиций составил миллион рублей. Сейчас их бизнес продолжает расти примерно на 30-40% ежемесячно. В то же самое время на рынок вышли ещё несколько аналогичных сервисов: «Без пыли», Woo и прочие, а группа IT-специалистов, которую возглавил Александр Щербина, приступила к разработке uLime. Представительства они сумели открыть в 12 городах РФ, Белоруссии, Литве, Казахстане.
Рассказывая о преимуществах своей компании изданию The Village, Александр подчёркивает, что сервис работает по принципу GetTaxi или Uber, только задачей в данном случае является соединить домработницу и непосредственного заказчика, минуя дополнительных посредников. Подобные сервисы, по его словам, проще и дешевле обходятся клиенту, чем услуги клининговой компании. С другой стороны, они надёжнее услуг частной уборщицы. В компании производится тщательный отбор домработниц, которые, в случае необходимости, могут не только убрать помещение, но также, например, погладить бельё или приготовить еду.
Правильный подход к охвату аудитории и оптимизация логистики позволяет уборщице сэкономить время на дорогу (в среднем до 2 часов). Оплата труда производится на почасовой основе и, как правило, не зависит от характера конкретного заказа. В среднем за уборку квартиры клинер получает 1,5-2 тыс. руб. Коттедж может стоить до 5 тысяч.
В компании Анисимова средний чек порядка 3100 рублей. Кроме стандартного набора услуг, заказчик имеет возможность получить дополнительные, в числе которых мытье окон, холодильника, чистка кухонной техники, духовки, глажка одежды и т. д. Компания предлагает клиентам реферальную систему бонусов: за привлечение нового заказчика клиент получает по 350 рублей, которые начисляются на специальный счёт GetTidy.
Популярность клининговых интернет-сервисов в Москве можно объяснить и тем, что заказчики предпочитают пользоваться их услугами как более надёжными, несмотря на несколько более высокую стоимость, чем услуги многих частных уборщиков. Многие не доверяют людям «с улицы», и такой подход вполне оправдан. Сервисы предоставляют им гарантии. Клинеры, поступающие на работу в такие сервисы, проверяются на профессионализм, проходят специальные тесты, цель которых проверить, не испортит ли уборщик имущество заказчика. Работу, которая не понравилась заказчику, могут переделать бесплатно.
По словам Дмитрия, многие клиенты оценивают работу его клинеров более высоко, чем работу частных уборщиц, чьими услугами они пользовались прежде. Клинеры компании борются за высокий рейтинг. Безусловным плюсом сервисов уборки является возможность заказать услугу срочно и в любое удобное для клиента время.
Как показывает практика, типовым заказчиком услуг уборочного сервиса является женщина 28-40 лет, сосредоточенная на карьере и не имеющая времени на уборку. В июне этого года рост количества заказов несколько замедлился, но неуклонно продолжается. Управляющий директор компании Qlean Роман Кумар Вьяс считает, что в кризис одним из главных активов становится время, и люди стали относиться к свободному времени более внимательно. Передавая уборку на аутсорсинг, люди могут сконцентрироваться на выполнении более важных задач.
Сейчас Qlean обслуживает около 3000 постоянных клиентов, производя до 200 уборок ежедневно. По мнению Романа Кумара Виаса, в стране пока мало хороших клининговых сервисов. Многие компании, занимающиеся уборкой квартир, приходят на этот рынок из B2B, однако у них не всегда получается наладить достойный сервис.
Щербина также считает, что рынок проходит этап бурного роста. При этом новые модели клининговых компаний имеют целый ряд преимуществ. Однако рост компании объективно зависит от наличия профессиональных клинеров. Найти хорошего исполнителя непросто. Штат его компании состоит из 15 клинеров и 3 офисных работников. Клинерам часто приходится выполнять до 10 заказов в день. Глава компании выразил надежду, что в скором будущем у него появится возможность нанимать на работу клинеров не только из России, но также из Украины, что, несомненно, ускорит развитие компании.
Как заметил Кумар Виас, у клининговых сервисов большое будущее: люди всё больше понимают, что уборку проще доверить профессионалам, а самим заниматься более важными делами. Кроме того, список услуг постоянно расширяется. Скоро в компании планируют предлагать клиентам уборку после строительства, генеральную уборку, выезд в другие города. В тестовом режиме компания начала обслуживать офисы. По мнению Щербины, будущее за клининговыми сервисами, которые заменят в некоторых сегментах клининговые компании старого образца.