Молодой житель Петербурга Дмитрий Анисимов обычно нанимал раз в неделю уборщицу для приведения своей квартиры в порядок. Однажды ему понадобилось провести уборку срочно, он обратился к уборщице, которая к нему приезжала, но в тот момент она была занята, рассказывает он изданию «Ведомости». Дмитрию пришлось приводить квартиру в порядок самостоятельно. Тогда он задумался о создании компании, которая будет предлагать частным клиентам клининговые услуги в любое удобное для них время. Изучив западный опыт и работающие за рубежом аналогичные службы, Дмитрий открыл стартап GetTidy.
Перспективное направление
Специалисты исследовательских компаний полагают, что сегмент уборки жилых помещений весьма перспективен. Например, в Discovery Research Group посчитали, что услугами клининговых компаний в России пользуются менее 10% домохозяйств, тогда как в Европе, например, этот показатель колеблется вокруг 40%, а объем рынка услуг профессиональной уборки достигает 30 млрд евро. Но крупные клининговые компании в России не слишком интересуются частными клиентами. Им интереснее заключить договор на уборку склада, магазина или цеха площадью 1000 кв. м, чем заниматься вместо этого множеством небольших заказов на уборку квартир площадью в среднем 50 кв. м.
Александр Акимов, глава компании «А-айсберг», которая специализируется на различных бытовых услугах и ремонте бытовой техники, поясняет, что в нише бытовой уборки высоки накладные расходы, низкая рентабельность и много хлопот. Этот сегмент интересен для маленьких компаний.
Соучредитель и генеральный директор клининговой интернет-платформы Qlean.ru Никита Репешко отмечает, что порог входа в секторе бытовых клининговых услуг весьма низкий, при этом у данного направления хороший потенциал. Никита Репешко оценивает объем сектора частного клининга в столице в 750 млн руб. Но в этой нише стартаперам приходится вступать в конкуренцию с теневыми игроками рынка и частными уборщицами.
Интернет-клинеры
Компанию Clean4you открыли всего полтора месяца назад. Стартовый капитал был всего 100 000 рублей, клиентов пока немного, но их количество растет. На стартовый капитал была закуплена бытовая химия в обычном гипермаркете, напечатаны буклеты, запущен сайт. Также наняли нескольких клинеров. Как отмечают в компании, сейчас 30% клиентов обращаются повторно.
Однако не у всех небольших компаний получается удержаться на рынке. Так Никита Репешко отмечает, что вместе с его проектом примерно в то же время запустили еще семь аналогичных, но ни один из них не раскрутился. Чтобы достичь успеха в Интернете нужно создать продуманный сайт и понимать принципы взаимодействия с интернет-аудиторией.
Серьезные объемы
Как оценивает Discovery Research Group, в начале прошлого года на рынке клининга в России работало около 10-15 тысяч компаний. Объем рынка составлял около 65 млрд рублей, а 80% рынка приходилось на сектор клининга торговой и офисной недвижимости, еще 10% – на промышленный клининг. На рынке доминирующее положение занимают крупные компании, которые получают крупные контракты, например, от управляющих организаций бизнес- и торговых центров.
Основатель GetTidy Дмитрий Анисимов с самого начала сделал ставку на онлайн-сервис, наняв команду программистов. На создание интернет-ресурса была потрачена львиная доля стартового капитала, составлявшего около миллиона рублей. Эти деньги Бмитрий Анисимов заработал на других онлайн-проектах. Дмитрий рассказывает, что в компании внедрен простой способ заказа уборки онлайн, а клиентов лишний раз не тревожат звонками. После заказа им просто приходит SMS. Оформляя заказ, в личном кабинете клиент видит фото клинера, который приедет к нему домой, а также может узнать о нем дополнительные сведения – вплоть до хобби этого человека.
Репешко из Qlean.ru рассказывает, что в его проект, начавший работать летом прошлого года, вложили на первоначальном этапе также около миллиона рублей. Основная часть денег ушла на разработку интернет-платформы и подготовку маркетинговой стратегии. Спустя какое-то время стартап привлек внимание сначала одного бизнес-ангела, а потом нескольких венчурных инвесторов, имена которых в компании предпочитают не раскрывать. Они вложили в проект свыше 300 000 долларов.
Основную ставку в компании делают на абонементное обслуживание. Более половины клиентов переходят в разряд постоянных. И разовые, и постоянные клиенты платят одинаковые суммы за уборку – от 2400 рублей за уборку двухкомнатной квартиры до 6000 за трехкомнатную. Однако у постоянных клиентов есть личный кабинет, где они могут добавить свои пожелания и отзывы. Кроме того, в Qlean.ru проводят различные маркетинговые акции, например, недавно предложили уборку сотрудникам ВТБ со скидкой 30%. Хотя услуги компании стоят в среднем дороже, чем по рынку, за полгода у них в пять раз выросло количество заказов – до 20 000 с 4000 в месяц.
Кадровый вопрос
Организация рабочего процесса и персонал – важнейшие факторы, определяющие успех компании. Дмитрий Анисимов говорит, что сначала в его компании работали самые разные люди, вплоть до банковских работников и менеджеров, которые приходили за дополнительными заработками. Такие сотрудники быстро потеряли интерес к данной сфере деятельности и покинули компанию. Сегодня в GetTidy работают профессиональные клинеры, имеющие опыт работы. За полгода компания смогла заработать полмиллиона рублей, из которых чистая прибыль – около 20%. В GetTidy обращаются в основном люди со средними доходами и обеспеченные клиенты.
В настоящее время в компании работают россияне с регистрацией в Петербурге, глава GetTidy готов брать на работу и граждан Украины, но тут возникают сложности с официальным оформлением. На первом этапе в компанию старались брать в основном молодых людей, но сейчас сместили акцент на сотрудников старше 45 лет. Дмитрий Анисимов отмечает, что они более ответственны и настроены на долгосрочную работу, а не временные заработки.
В Qlean.ru каждый клинер получает за свои услуги около 60 тыс. рублей в месяц, из них 70% остается у него, а остальные 30% – прибыль компании. В этой компании работают и преподаватели, и переводчики, и даже журналисты. Все они перед началом работы проходят специализированные тренинги и обязаны ознакомиться с объемной инструкцией по работе. Компания дает им форму, в которой клинеры выезжают на объекты, а также смартфон для связи с клиентами и руководством. Согласно разработанной инструкции, клинеры должны не только качественно убирать помещения, но и оставлять все вещи в том же порядке, в котором из оставил хозяин жилья. Для клининга используются только экологически чистые средства и одноразовые расходные материалы. Репещенко подчеркивает, что 90% клиентов обращаются в компанию снова, а рост бизнеса составляет 40% ежемесячно. В настоящее время ежемесячный оборот равен 15 млн руб.
Резервы для роста
Замдиректора по клинингу компании «Премьер-сервис», которая входит в «Корпусгрупп», Константин Земляков отмечает, что небольшим клининговым компаниям трудно выбраться из небольшой ниши уборки квартир. Обычно такие организации не очень интересны крупным компаниям, так как не имеют серьезного и недешевого оборудования и ресурсов для масштабной уборки.
Александр Акимов, глава компании «А-айсберг», полагает, что возможности развития клининга для частных лиц ограничивает менталитет, так как многие клиенты скорее будут сотрудничать с уборщицей, которую порекомендовали знакомые. И далеко не каждый готов пустить к себе в квартиру неизвестного ему сотрудника мелкой компании. В «А-айсберге» имеется клининговое подразделение для работы с частными клиентами, но серьезного дохода оно не приносит, а существует скорее для поддержания имиджа, продолжает Акимов.
В Qlean.ru планируют развивать деятельность в смежных областях, например, заниматься услугами по ремонту квартир, мелкому ремонту, даже парикмахерскими услугами с выездом на дом. В компании амбициозные планы занять за год 20% рынка бытовых услуг. Но такая диверсификация возможна только с довольно серьезными вложениями. Минимальные инвестиции по словам Репешко тут от 30 млн руб.