Как известно, до 1 мая этого года все управляющие компании России должны пройти обязательное лицензирование. Компании, которые лицензирование не пройдут, лишаются права управления многоквартирными домами. Специализированный портал «Точка зрения» обратился к представителям рынка, чтобы выяснить их мнение по поводу того, насколько повлияет лицензирование на жилищный рынок, усилит ли оно конкуренцию, смогут ли выходить на рынок новые компании и какая роль будет отведена в этом процессе обычным жителям.
Глава управляющей компании «Управдом» Игорь Зонов считает, что ситуация может привести к национализации рынка. Например, если управляющая компания чем-то кому-то не угодила, получила от госжилинспекции два предписания по определенному дому, но в силу каких-то причин их не выполнила, в итоге дом у нее отбирают, но обслуживать его кто-то должен. Игорь Зонов высказывает предположение, что могут быть созданы муниципальные компании, которые и будут получать такие дома. Однако непонятно, если они будут созданы, то на какой законодательной базе, как может быть организовано их лицензирование и т. д. Еще один вопрос, который вызывает недоумение у Игоря Зонова – почему ТСЖ, которые занимаются обслуживанием имущества собственников жилья и по сути оказывают те же услуги, что и управляющие компании, необязательно должны проходить рецензирование и вообще несут меньше ответственности, чем УК.
Директор УК «Профи М» Сергей Головин из Перми и по совместительству индивидуальный предприниматель полагает, что возможен передел рынка в том случае, если компания не проходит лицензирование. В случае, если организация лишается лицензии, то собственники могут наложить вето. Но стоит учитывать, что на случай лишения лицензии у руководителей УК наверняка есть определенные хитрости, считает Головин. Например, у него две компании, одна из которых всё равно получит лицензию. В крайнем случае, по словам бизнесмена, можно создать и третью компанию от лица которой подать документы на лицензирование.
По мнению Игоря Лаптева из УК «ЖКХ-холдинг», логично предположить, что рынок в итоге ограничится, так как нужно получать лицензию и на дома, и на компанию. Сначала требуется создать УК, затем сделать всё, чтобы собственники дома выбрали эту УК, после этого нужно пройти лицензирование. При этом Игорь Лаптев не исключает и коррупционную составляющую, которая может повлиять на передел рынка. В то же время, у собственников жилья есть возможность пролоббировать свою компанию: например, на общем собрании принять решение о смене УК. Игорь полагает, что в случае, если дела будут совсем плохи, то можно будет создать муниципальное предприятие и получить лицензию. Но пока остается только ждать и следить за развитием ситуации на рынке.
Виктор Мокеров, руководитель УЖК «Наш дом» из Качканара, считает, что с наличием лицензии будет проявляться эффективность деятельности компании, а к какой организационной форме она принадлежит – не так важно. Важнее то, как она работает. Появление новых компаний на рынке может способствовать развитию здоровой конкуренции, хотя в настоящее время со здоровой конкуренцией дела обстоят не очень оптимистично.
Генеральный директор ОАО «Полевская коммунальная компания» Лариса Потапченко (Полевской) не считает, что рынок будет закрыт для новых УК, так как важнейшую роль играет общее собрание собственников жилья. Конечно, лучше довериться компании, которая работает уже не один год и известна на рынке, но, в то же время, если за компанию голосуют собственники, то ее руководитель также будет проходить квалификационное тестирование, оформлять регистрацию, получать лицензию и работать. С этим препятствий у новичков быть не должно. А вот у уже работающих управляющих компаний проблем может быть больше. Причем в рыночных условиях, по мнению Ларисы Потапченко, сложнее всего маленьким УК и ТСЖ, на управлении которых находится один-два дома. Поэтому Лариса Потапченко уверена, что будущее за крупными УК, но это не проблема – так и должно быть.
Владимир Штанько, руководитель коммунальной службы «Мой дом» из Нижнего Тагила, отмечает, что рынок вовсе не закрывается с введением лицензирования. Если у компании нет лицензии сегодня, то это не значит, что она никогда не сможет управлять домами. У собственников дома всегда есть возможность поменять управляющую организацию, поэтому у новичков также имеются шансы получить лицензию и дом в управление. Также, напоминает В. Штанько, в законе однозначно указано, что если у компании нет лицензии, то управлять домом она не вправе. В таком случае органы местного самоуправления должны в течение 20 дней выставить управление данным домом на торги, а после проведения открытого конкурса назначить УК, разумеется, имеющую лицензию. Если ни одна компания не заявится, то муниципалы должны будут назначить организацию для временного управления. Однако при этом конкурс проводится до тех пор, пока управление не будет разыграно.
Председатель правления ТСЖ «Эльмашевское» Сергей Строганов из Екатеринбурга обращает внимание на то, что передел рынка ЖКХ есть и сейчас. После 1 мая этого года всё будет так же: можно создавать новую УК, но всё упирается в то, что необходимо заручиться поддержкой собственников, чтобы получить дом в управление. Если говорить о рыночном регулировании, то, по мнению Строганова, УК, скорее всего, попытаются избавиться от обузы в виде ветхого жилого фонда. Такие невыгодные дома многие УК в свое время получили в качестве нагрузки, своего рода «социального обязательства» в довесок к более перспективным домам. Такие случаи «сброса балласта» уже есть в Екатеринбурге и, предполагает Сергей Строганов, тенденция будет развиваться и далее. Конкуренции на рынке практически нет, да и вообще рынок только формируется, продолжает Сергей. Не обходится без неприятных эпизодов в виде поджога лифтов, битья окон и прочих проявлений войн между УК. Глава жилинспекции Москвы недавно предложил объявить на 3-5 лет мораторий на внесение изменений в жилищное законодательство, так как Жилищному кодексу пока еще только пять лет, а за это время было внесено слишком много новшеств, нужно чтобы всё пришло в равновесие, подчеркивает Строганов.
Член Общественного совета при министерстве энергетики и ЖКХ Свердловской области Галина Хорошавина назвала лицензирование первым ситом, которое позволит отсеять часть компаний и установить какие-то общие правила игры на рынке. По ее мнению процедура поможет закрыть рынок для непрофессионалов, на удочку которых сейчас попадаются многие плохо информированные потребители. Галина Хорошавина считает, что своеобразный фильтр должны пройти работающие в соответствии с законом профессиональные компании, имеющие собственный парк спецтехники и серьезный уставный капитал. Также она считает, что в Свердловской области, так же, как и в Москве, нужно создать муниципальные УК, которые будут обслуживать, например, ветхий жилой фонд, не интересующий коммерческие организации.
Зампред комитета по развитию инфраструктуры и жилищной политике Законодательного собрания Свердловской области, депутат «Справедливой России» Дмитрий Ионин выражает точку зрения, что лицензирование все-таки станет заградительным барьером для новых компаний. Им будет сложнее выйти на рынок, хотя бы ввиду того, что придется проходить дополнительные процедуры. Приведет ли лицензирование к переделу рынка, Дмитрий Ионин оценить затрудняется, так как пока сложно спрогнозировать, как будет применяться на практике норма о лишении приложений лицензии в отношении старого жилого фонда. Если судить по действующему законодательству, то все крупные УК, у которых есть в управлении ветхий фонд, попадают под угрозу лишения лицензии, подчеркивает Ионин. В настоящее время разрабатываются механизмы, которые помогут избежать угрозы краха крупных УК из-за данной нормы. Пока же от этой угрозы защищает только право вето на лишение лицензии со стороны общего собрания собственников жилья.
Глава комиссии по правовым вопросам реформы ЖКХ и тарифному регулированию Свердловского регионального отделения «Ассоциация юристов России», зампред Первоуральского отделения «АЮР» Ксения Лумпова уверена, что с начала мая рынок закрыт для новичков не будет. Ведь ни Гражданский кодекс, ни Жилищный не лишают граждан права создавать юридические лица, в том числе и управляющие компании, проходить квалификационные тесты и получать лицензии на деятельность. У лицензирования есть несколько очевидных плюсов, по мнению юриста. Например, отпадает проблема спорности управления домом двумя и более УК, а также проблема так называемых двойных квитанций. В ходе лицензирования УК получает список домов, находящихся у нее в управлении, поэтому тут спорность исключена полностью. Также, продолжает Ксения Лумпова, сейчас УК стремятся работать более качественно, чтобы без проблем получить лицензию, эта тенденция, надеется Ксения, сохранится и в будущем, так как в противном случае УК могут лишиться не только обслуживаемого дома, но и своей лицензии. При этом Ксения Лумпова считает, что выбирать управляющую компанию в тех домах, где уже сформировано ТСЖ, неоправданно, так как у ТСЖ нет необходимости получать лицензию и вообще ТСЖ удобнее работать над реализацией программы капремонта общего имущества. А вот при переделе домов никак нельзя исключить коррупционный элемент, поэтому важно внимательно проверять протоколы собраний собственников при смене УК и следить за непредвзятостью при контроле деятельности управляющих компаний.
Руководитель управления Госжилинспекции Свердловской области Алексей Россолов считает, что любая новая компания, которая хочет заниматься управлением домами, должна пройти ровно тот же путь, что и уже действующие УК: от ее создания до прохождения экзаменов, лицензирования и наличия желания жителей сотрудничать с данной организацией. Также она должна будет соблюдать действующие стандарты, как и другие игроки рынка. Поэтому никакого закрытия рынка для новых компаний нет. Алексей Россолов также обратил внимание на тот факт, что изначально законопроект о лицензировании был более жестким, чем принятый впоследствии документ. Если бы требования к УК не смягчились в процессе общественных слушаний и обсуждения в Госдуме, то до двух третих рынка было бы закрыто для управляющих компаний в том виде, в котором они существуют сейчас. Это говорит о том, что государство не ставит перед собой задачу выгнать с рынка как можно больше организаций. Цель – создать правовое поле, ведь, в конце концов, получить лицензию проще, чем функционировать под лицензионным контролем. В формировании муниципальных УК Алексей Россолов не видит смысла: что-то приватизировать или национализировать никто не собирается, в том числе и государство. И в настоящее время перед муниципалитетами стоят гораздо более важные задачи, нежели организация очередных МУПов и выделение денег на их финансирование из и без того испытывающих проблемы муниципальных бюджетов. Кроме того, подчеркивает Алексей Россолов, возможно, такая необходимость возникла бы, если бы данная сфера была убыточной, но УК имеют на обслуживании разное количество домов – от нескольких до нескольких сотен – при этом получают лицензии и нормально ведут свой бизнес. Исключением могут быть только маленькие муниципалитеты – если тут кто-то захочет заняться муниципальным управлением, то никаких препятствий нет. Однако муниципальной организации точно так же, как и частной, нужно будет пройти лицензирование – правила для всех одинаковые, заключает он.