В этом году большинство владельцев торговых и офисных центров, чтобы не потерять арендаторов, вынуждены идти на уступки и экономить. Уменьшить свои затраты они решили за счет клининга, потребовав от специализированных компаний снизить расценки, а некоторые решили освоить уборку самостоятельно.
Неиссякаемая очередь желающих арендовать помещения в ТЦ, ТРЦ или офисных центрах позволяла их владельцам придумывать различные способы для увеличения своих доходов. Помимо растущих ставок дополнительно взимались $3–5 за кв. м в месяц, которые расходовали на облуживание объекта: уборку общей территории (коридоры, лестницы и пр.), охрану, вентиляцию, электроэнергию и др. "Известны случаи, когда арендаторы платили $10 за кв. м в месяц", — рассказывает заместитель генерального директора компании Real Estate Solutions Андрей Борщ. Остатки после расчетов с подрядчиками уходили в карман владельца объекта коммерческой недвижимости.
Сейчас некоторые хозяева вынуждены пересмотреть свою политику. Это связано с тем, что ряд предприятий, в частности девелоперы, строители, компании по управлению активами, стали покидать киевские офисы. Участились рокировки и в торговых центрах, однако о массовом оттоке арендаторов речь пока не идет. Это заставило владельцев объектов коммерческой недвижимости пойти им навстречу. "Некоторые из них уже всерьез задумались об уменьшении или даже отказе от ставки за обслуживание. Однако это пока единичные случаи", — говорит г-н Борщ.
Большинство владельцев помещений решили переложить свои проблемы на компании, предоставляющие им различные услуги. В неформальных разговорах они признаются, что не могут повлиять на охранные фирмы. Это связано с тем, что предоставлять универсальные услуги (сопровождение кассиров, инкассацию) может только Государственная служба охраны, которая свои расценки не снижает. Частным структурам проблематично получить лицензии на эти виды деятельности. "К сожалению, охранный рынок пока развит слабо. Поэтому предложений, которые удовлетворяли бы все требования управляющих компаний и соответствовали европейским и мировым стандартам, очень мало", — считает директор "Эста Проперти Менеджмент" (входит в группу "Эста"), занимающейся управлением и эксплуатацией недвижимости, Галина Яковлева.
В связи с этим многие владельцы объектов коммерческой недвижимости решили существенно уменьшить издержки за счет клининга. По словам директора группы компаний "Гриффин" Виталия Опанасюка, практически все они обратились к ним с просьбой снизить расценки. "Мы готовы уменьшить их на 10%", — подчеркивает он. Собственники торговых центров и офисных зданий также готовы идти на уступки и соглашаются на менее продолжительный рабочий день, использование недорогих моющих средств, предлагают реже мыть фасады зданий и эскалаторы и пр. "Отдельные компании попросили увеличить рассрочку платежа с 30 до 60 дней", — говорит г-н Опанасюк.
По информации Андрея Борща, некоторые владельцы коммерческой недвижимости пошли еще дальше и приняли решение самостоятельно заниматься уборкой помещений. "Сейчас в базах киевских агентств большое предложение по персоналу, что позволяет найти сотрудника на постоянную работу на $300–400 в месяц", — отмечает он. То есть содержание собственного штата уборщиц обойдется значительно дешевле услуг профессионалов. Поэтому последним в обозримом будущем придется искать новое применение своим талантам.
Dsnews.ua, 2008-12-18