В результате вступления в силу нового миграционного законодательства и девальвации рубля, некоторые российские организации потеряли до половины сотрудников из числа трудовых мигрантов. Перед рядом компаний встал непростой выбор: поднимать зарплаты трудовым мигрантам на 10-15% или искать сотрудников среди местного населения, платя им вдвое больше. Андрей Куркин, глава клининговой компании «Премьер-Сервис», персонал которой состоит почти на 80% из мигрантов, в интервью изданию «Коммерсант» рассказывает, что в его организации многие клинеры оповестили руководство о том, что планируют уезжать. Андрей Куркин отмечает, что в сфере клининга зимой проблема с кадрами стоит не так остро, так как многие люди, работающие летом на стройках, в зимний период обращают внимание на сферу клининга. Однако ситуацию, складывающуюся в этом году, он оценивает не очень позитивно. По словам Куркина, сотрудников брать неоткуда, и в компании пока не знают, как в дальнейшем будут выходить из ситуации.
Около трети рабочих уже покинули стройку новой футбольной арены «Зенит», в связи с чем Михаил Демиденко, председатель петербургского комитета по строительству, заключает, что проект попал под угрозу. Об образовавшемся дефиците кадров говорят и представители швейных производств, агропромышленных предприятий, опрошенных изданием.
Рекрутеры стали получать больше заявок от работодателей. Так, Владимир Телятников, управляющий директор кадрового агентства Brightmen Solutions, говорит, что за последние два месяца на 20% вырос спрос на поиск сотрудников, которые смогут заместить мигрантов. Заявки поступают от клининговых, логистических, производственных компаний.
Согласно статистике ФМС, в начале этого года в РФ въехало на 70% меньше трудовых мигрантов, чем в январе прошлого года. Елена Халимовская из Ernst & Young также подтверждает всё, что в последние месяцы озвучивают работодатели и специалисты по кадрам: мигрантам стало невыгодно работать в России из-за нового порядка получения разрешения на трудовую деятельность и девальвации рубля.
Например, Мадина Музафарова, которая работала клинером в Москве, рассказала «Коммерсанту», что раньше отправляла в Узбекистан родственникам по 800 долларов ежемесячно. На эти деньги они жили, строили новый дом, что-то откладывали. Осенью ей пришлось вернуться, чтобы поменять паспорт, согласно распоряжению властей Узбекистана. Снова в Москву она приехала уже после Нового года, и думает, что нужно будет всё-таки возвращаться в Узбекистан: в январе она ничего не смогла отправить родственникам, за место в комнате приходится платить 5000 руб. в месяц, еще 4000 руб. обошелся патент на месяц. А помимо этого нужно сдавать экзамены, оформлять страховку и т. д. Николай Рыжков, глава компании «СТС Групп», которая специализируется на аутсорсинге персонала, подсчитал, что трудовому мигранту, еще до получения первой зарплаты, нужно потратить около 25 000 рублей. Эти деньги придется заплатить из своего кармана или обратиться к посредникам, которые также возьмут определенную сумму за услуги.
Мухаммад Амин Маджумдер, глава Федерации мигрантов в РФ, в декабре прошлого года говорил о том, что при курсе около 50 рублей за доллар на родину вернутся до четверти всех трудовых мигрантов. Сейчас курс еще ниже и в ряде отраслей, где задействованы гастарбайтеры, отток превышает 30%, оценивает Николай Рыжков. Чем сильнее будет падать курс, тем больше мигрантов будут покидать Россию. Эксперты считают, что в течение года уедет минимум половина из них. Напомним, что по оценкам ФМС, в России в настоящее время на законных основаниях работает около 2,7 млн иностранцев, а еще около 2,9 млн трудятся нелегально. Однако эксперты в большинстве своем полагают, что последняя цифра как минимум вдвое занижена.
В последние месяцы многие мигранты, которые решили покинуть Россию, рассматривают другие страны для трудовой деятельности. Часть трудовых мигрантов из Средней Азии могут отправиться на заработки в Казахстан. Но стоит учитывать, что рынок труда Казахстана не нуждается в таком количестве людей: если раньше около 90% мигрантов из Средней Азии отправлялись на заработки в Россию, а 10% – в Казахстан, то сейчас, как оценивают эксперты, Казахстан сможет принять до 20% трудовых мигрантов. Остальные не будут востребованы. При этом отправиться работать в страны Европейского Союза для подавляющего большинства граждан среднеазиатских стран – непростая задача. Правда, можно отправиться работать в Южную Корею или Турцию. Но масштабы с потоком мигрантов в РФ все равно несопоставимы. Также в этих странах в целом выше требования к качеству работы и больше проблем с языковыми барьерами.
Мигрантам из Украины и Молдавии отправиться на заработки в Европу проще, чем среднеазиатам. В настоящее время в РФ из этих стран приезжает около 60% от всех трудовых мигрантов, а остальные 40% едут как раз в Восточную и Южную Европу. Эксперты полагают, что в ближайшее время это соотношение может измениться зеркально.
Так или иначе, очевидно, что и мигрантам сложно найти адекватную замену России, и российским работодателям без трудовых мигрантов приходиться непросто. Не секрет, что в Российской Федерации кадровый голод существует. Какое-то время удавалось решать эту проблему, привлекая на низкооплачиваемые работы трудовых мигрантов из соседних стран. Но, даже если принять во внимание перспективу увеличения безработицы в стране, сложностей с кадрами не избежать. Работодатели в таких условиях будут вынуждены сокращать разрыв между зарплатой мигрантам и местным. В некоторых компаниях увеличение зарплат уже началось. Например, в «Премьер-Сервисе», где, по словам Куркина, новым сотрудникам уже платят на 15% больше, так как на меньшую зарплату сегодня уже не согласны ни мигранты, ни россияне.
Повышение зарплат неминуемо ведет к повышению стоимости товаров и услуг. Андрей Якимчук, генеральный директор ГК «Эко-система», специализирующейся на переработке, отмечает, что на его отрасли отток мигрантов уже сказался и уже привел к повышению цен. Так, по словам Андрея, сырьем для компании служит пластик, который мигранты отбирают на полигонах или из мусорных баков. Работу эту не назвать ни простой, ни престижной – россияне на нее соглашаются редко. По сравнению с прошлым годом на вторичные полимеры закупочная цена поднялась на 10%.
К возможному дефициту кадров готовы в сети гостиниц Park Inn by Radisson. В настоящее время в конечной стоимости услуг сети отелей 30-35% приходится на фонд оплаты труда. HR-директор сети в Петербурге полагает, что в ближайшее время эта доля может увеличиться на несколько процентных пунктов.
Впрочем, рынок труда пока находится в подвешенном состоянии. В ряде организаций в феврале ждут сокращения, а это означает, что в поисках работы могут оказаться новые россияне. Часть из них, возможно, решит занять места гастарбайтеров.