Более 50 миллионов рублей – это сумма ущерба, нанесенная гражданам и ресурсоснабжающим организациям в Чувашии, где были возбуждены четыре уголовных дела в отношении недобросовестных руководителей управляющих компаний. Это и другие «происшествия» заставили власти всерьез поразмышлять над жесткой регламентацией законодательства в отношении клининговых предприятий.
Несовершенство цепочки «потребитель услуги-управляющая компания-частный перевозчик» становится все более очевидным. Эксперты считают, что городу необходима единая управляемая система, а не множество разобщенных предприятий, такая система, которая действовала бы во благо гражданам, а не служила бы исключительно пополнению личного кошелька.
Основные причины формирования такого взгляда на проблему – это, в первую очередь, «моральная» и техническая неподготовленность частных перевозчиков: у некоторых не хватает ресурсов для реализации дела, за которое взялись.
Как рассказал Валерий Гаврилов, руководитель МБУ «Управление экологии Администрации г. Чебоксары», если у перевозчиков мало техники , следовательно, вышедшую из строя машину приходится долго чинить, к тому же ее, как правило, нечем заменить. Из-за этого общее время вывоза мусора, естественно, увеличивается. Еще одна общая проблема – нет резервной техники. А в результате, мусор вовремя не вывозится, контейнеры переполняются, жители ругают администрацию города, будучи зачастую совершенно не осведомлены, кто же занимается вывозом ТБО в их районе.
Проблемным является и большое городское предприятие по вывозу ТБО, обслуживающее без особого разбора и в убыток себе – ОАО «Спецавтохозяйство». В Чебоксарах, таким образом, сложилась «тупиковая ситуация»: при наличии крупного игрока - специализирующееся на уборке мусора – ОАО «Специализированное автохозяйство», которое обладает всеми необходимыми ресурсами, существует ряд маленький компаний, которые часто «буксуют» в работе из-за отсутствия выгоды или сломанного оборудования, но и объединяться не спешат.
Директор «Спецавтохозяйства» Юрий Малов в интервью журналистам подчеркнул, что его предприятие выполняет все необходимые работы, независимо от прибыльности, поскольку в приоритете – сбор и вывоз мусора. Тем не менее, предприятие создает благоприятную атмосферу развития: вкладывает деньги в модернизацию и, являясь крупным игроком на этом поле, заставляет других обновлять уборочную технику. Крупный перевозчик, берущийся за любую работу, обладающий широкими возможностями, безусловно, более удобен городу, однако, необходимо помочь развиться и небольшим компаниям, считает Валерий Гаврилов.
Для всеобщего блага, вероятно, разумнее всего, говорят эксперты отрасли, - законодательно ввести страховые фонды, чтобы при заключении договора, даже некрупный перевозчик мог гарантировать исполнение работ вне зависимости от своего собственного технического обеспечения. Горожане перестанут получать некачественные услуги, а город избавится от мусорных завалов.