Из 42 проверок по жалобам на разносную торговлю, поступившим с начала 2014 года в управление Челябинского Роспотребнадзора, 35 обращений касаются продажи дорогостоящих пылесосов «Кирби» (Kirby) стоимостью до 150 тысяч рублей.
Ни демонстрация прибора на дому, ни дороговизна прибора, ни заключение кредитного договора вкупе с договором купли-продажи не являются преступлением, однако специалисты отдела по работе с обращениями потребителей напоминают покупателям, что нельзя относиться «к юридически значимым документам, как к пустым бумагам» и верить продавцу на слово, игнорируя текст договора.
Управление Роспотребнадзора настоятельно рекомендует потребителям тщательно изучать условия договоров, поскольку, поставив подпись, потребитель подтверждает свое согласие со всеми условиями, содержащимися в документах. «Это в первую очередь касается оплаты товара, ведь стоимость пылесоса всегда прописана в договоре!» – подчеркивают специалисты.
Возврат «Кирби» после подписания договора возможен исключительно при наличии дефекта или в случае забывчивости продавца, не донесшего важную информацию до покупателя. Поскольку пылесос принадлежит к категории технически сложных товаров бытового назначения, вернуть его только потому, что он вам не понравился, нельзя.
Однако, прецеденты успешно осуществленного возврата имели место: летом 2014 года, когда жительница Челябинска через суд не только вернула поставщикам «суперпылесос», купленный за 124 тысячи рублей, но и даже отсудила компенсацию морального вреда за то, что во время работы ее модель Kirby распространяла неприятный запах. Кроме того, на корпусе пылесоса женщина обнаружила царапины, а также отметила, что колеса значительно изношены.
Заключение специалистов Роспотребнадзора таково, что в исправном состоянии новый пылесос марки Kirby, тем не менее, не соответствует требованиям ГОСТа. Сделанный наподобие немецкого пылесоса, разработанного в 1924 году для уборки гостиничных комплексов, он предназначен для крупных американских домов, а не для российских типовых квартир.