В управление Федеральной антимонопольной службы РФ по Калининградской области была подана жалоба ООО «Оланд» на действия федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» как заказчика торгов. Согласно претензии компании-заявителя, ЦГиЭ совершил нарушение при проведении запроса котировок на оказание услуг Центру по сбору, транспортировке и размещению твердых бытовых и медицинских отходов в 2015 году.
В обоснование своей жалобы ООО «Оланд» привел то обстоятельство, что подпунктом 2 пункта 11.1.4. «Состав котировочной заявки» документации о запросе котировок установлено следующее требование к содержанию заявки на участие в Запросе котировок: заверенные копии документов, подтверждающих соответствие услуг требованиям, установленным в документации о проведении запроса котировок (установлены на момент заключения договора), а именно - лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
По мнению заявителя, данное требование к содержанию заявки на участие в запросе котировок незаконно, поскольку в соответствии с законом о лицензировании требование о наличии у перевозчиков отходов указанной лицензии отменено. Перевозчику отходов достаточно иметь договор с полигоном, имеющим лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности, а значит установление подобного требования о предоставлении в составе котировочной заявки лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности в соответствии с Законом о лицензировании должно быть признано УФАС незаконным.
В свою очередь, «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» отметил, что действовал строго в рамках действующего законодательства и соответствии с законом о лицензировании деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4-го классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственник отходов I – IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Также согласно статье 1 Закона об отходах размещение отходов – это хранение и захоронение отходов. Отсюда следует, что размещение отходов – это право распоряжения этими отходами, которое заказчик передает участнику в соответствии с условиями договора.
Таким образом, исходя из толкования ч. 3 ст. 4 Закона об отходах заказчик не имеет права передавать право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у участника нет лицензии.
На основании вышеизложенного Центр считает, что, поскольку предметом закупки является не простая транспортировка отходов, которая может быть квалифицирована как договор перевозки грузов, а именно сбор, транспортировка, размещение твердых бытовых и медицинских отходов, заказчиком обоснованно было установлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Таким образом, в ходе рассмотрения жалобы УФАС России по Калининградской области установило, что указанные в документации о запросе котировок требования не привели к ограничению конкуренции и признало жалобу ООО «Оланд» необоснованной.