Внесенные в закон о «О правовом положении иностранных граждан в РФ» поправки позволяют с 2015 года индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам нанимать на работу иностранных сотрудников по патентам. То есть мигрант может получить персональное разрешение на работу, оплатив государственную пошлину. При этом снимаются ограничения на количество нанятых иностранцев и для отдельного работодателя, и для субъектов РФ. Минимальная стоимость патента на данный момент равна 1200 руб., он имеет географическую привязку.
Квотирование на привлечение всех мигрантов было введено в 2007 году, ранее квоты действовали только в отношении мигрантов из стран, с которыми у РФ введены визовые соглашения. С 2007 года объем квот утверждался федеральными правительствами по заявкам работодателей. По патентам ранее мигрантов могли привлекать только физические лица для выполнения работы по дому и личных поручений. Квоты с годами снижались. Например, в Свердловской области в 2008 году были приняты квоты на 168 000 человек, в 2013 – чуть более 50 000, а в нынешнем году только на 40 000. Патентная система сразу завоевала популярность. Так, в той же Свердловской области в 2014 году почти половина всех разрешений на работу для иностранцев приходится именно на патенты – их получили 30 000 чел из 70 000 официально работающих трудовых мигрантов.
Работодатели на протяжении многих лет отмечают минусы системы квот, жалуясь, в первую очередь, на ее коррумпированность. В этом смысле патентные нововведения вызывают у них оптимизм. Например, глава клининговой компании «Лотос», Антон Гольков, обращает внимание на то, что некоторые организации заявляют потребность в привлечении иностранных сотрудников, получают соответствующую квоту, а потом ее не используют, пытаясь перепродать другим компаниям. В итоге регулирование основывается не на реальном спросе, а на базе оторванных от действительности стандартов и норм, спущенных сверху.
Другие работодатели отмечают, что отмена системы квотирования должна благоприятно отразиться на рынке труда, так как упростит наем иностранных сотрудников, исключит значительную прослойку посредников в частом и государственном секторе. В результате различные компании смогут нанимать сезонных рабочих, временных сотрудников. Этот трудовой ресурс мобилен, позволяет расширять, например, производство и услуги представителям малого и среднего бизнеса с минимальными издержками.
Однако у системы патентов есть и минусы. Основной вопрос к самой идее платности, которая может привести к тому, что миграционная политика будет сводиться не к регулированию рынка труда, а к попыткам пополнить местный бюджет. Для региональных бюджетов в данном случае масштабы соизмеряются сотнями миллионов рублей – довольно существенных суммах для многих регионов. В таких условиях может оказаться слишком велик соблазн повысить стоимость патента на уровне региона: такое право у местных властей есть. Например, в Москве цену патента уже собираются повысить с минимальных 1200 до 5000 руб. Стоит учитывать, что чем больше нужно будет заплатить за патент, тем больше трудовых мигрантов будут стремиться этого избежать. В итоге усилия, направленные на легализацию трудовой деятельности мигрантов могут оказаться сведенными на нет – многие просто будут работать нелегально.