Новый сервис Qlean бывшие сотрудники Rambler запустили летом этого года. Через несколько месяцев после начала работы сервис достиг оборота в 3,5 млн руб. ежемесячно, полностью окупить вложения в проект его создатели планируют уже следующей весной. Разработчики сервиса утверждают, что перед тем как нанять на работу клинера, его благонадежность и профессиональные навыки тщательно проверяют.
Александр Коровин и Никита Репешко познакомились в компании «Рамблер», в которой тогда работали дизайнерами. В какой-то момент оба поняли, что хотят заняться каким-то собственным бизнесом. Рассмотрев разные варианты, они решили сузить круг поисков до различных сервисных проектов, которые не требуют очень больших вложений и ресурсов прямо на старте. Проведя опрос среди друзей в социальных сетях, Александр Коровин и Никита Репешко выяснили, что современный клининговый сервис весьма востребован. Основатели Qlean запустили небольшой интернет-сайт и начали принимать через него заказы на клининг. Как они отмечают, вначале это была по сути обычная клининговая компания. Затем стало понятно, что лучше трансформироваться в интернет-платформу для заказа клининговых услуг для дома. Сейчас, как отмечает Никита Репешко, Qlean не назначает заказы, а позволяет клинерам самостоятельно выбрать тот или иной заказ интернет-пользователей. Сервис на данном этапе трансформировался в своего рода базу заказчиков и исполнителей, взаимодействующих друг с другом.
Основатели Qlean отмечают, что сначала про клининг они мало чего знали, в основном были только разные гипотезы. Начиная заниматься этим бизнесом, они посетили ряд тренингов и сами попробовали себя в роли рядовых клинеров. Если сначала им казалось, что специалист по уборке может в день без особых проблем справиться с клинингом двух-трех квартир, то на практике выяснилось, что максимум – это уборка двух квартир в день.
Никита Репешко рассказал изданию The Village, что на первоначальном этапе они решили вложить в дело собственные средства, рассчитывая, что порог будет не очень высоким. Сначала потратили 300 000 руб., затем понадобилось еще столько же, наконец, вложенная сумма возросла до одного млн руб. Основная часть суммы ушла на разработку интернет-проекта, эксперименты с чистящими средствами и инвентарем для профессиональной уборки. При этом именно клининговая часть, к которой отнесли аренду офиса, фонд оплаты труда и закупку необходимого инвентаря и средств для клининга, оказалась не такой затратной и начала окупать себя с первых же дней работы.
Через некоторое время проект заинтересовал инвесторов, которые сами обратились к его создателям через «Фейсбук». Имя инвестора не разглашается, как и детали данной сделки, но Никита Репешко заметил, что сумма укладывается в рамки среднего seed-раунда – в пределах полумиллиона долларов. Теперь Qlean вышел на 50 заказов в день в среднем при обороте около 3,5 млн руб. и среднем чеке в 2450 руб. К апрелю 2015 года планируется выход на окупаемость.
Никита Павлов, третий основатель Qlean, рассказал, что сначала клиентами были друзья, знакомые и знакомые знакомых. Именно на них тестировались услуги. Основатели Qlean думали, что заказы будут делать в основном холостые мужчины, однако выяснилось, что женщины заказывают клининговые услуги чаще. Клиенты Qlean могут заказать еженедельную уборку, уборку раз в 2 недели или ежемесячную уборку, получив при этом скидку в пределах 20%. 1990 рублей стоит стандартная уборка однокомнатной квартиры с одной ванной, занимающая до трех часов. Двухкомнатную квартиру убирают около 4 часов и за 2490 руб., а трехкомнатную – за 2990 руб.
Конкретизировать достаток или основную возрастную категорию клиентов Никита Павлов затруднился, но заметил, что создается впечатление, что это по большей части люди в возрасте 27-35 лет, которых можно отнести к среднему классу. Около 40% клиентов заказывают услуги снова. Никита Павлов положительно оценивает этот показатель, подчеркивая, что, тем не менее, над его повышением в компании работают.
По желанию клиента за ним могут закрепить определенного клинера. Повышенное внимание в компании уделяется безопасности. Все сотрудники проходят стажировку с наставником и многоступенчатую проверку. Если на объекте произошло какое-то недоразумение, то у клиента есть возможность обратиться к руководителям сервиса, и в течение нескольких дней они постараются урегулировать проблему.
Подавляющее большинство клиентов, как отмечают основатели сервиса, совершенно адекватные и милые люди, которые ценят собственное время и не хотят тратить его на такую не самую приятную вещь, как уборка. В черный список внесли только одного клиента, которого Никита Павлов назвал «потребительским террористом». Он долго уточнял все самые мелкие детали еще до оформления заказа, а когда специалист по уборке приехал на объект, то в течение всего процесса уборки звонил в офис и пошагово комментировал работу клинера по телефону Никите Павлову.
Никита Репешко рассказывает, что сначала было непонятно, где найти клинеров. Обращались к сайтам по поиску работу, давали объявление в газетах, что посоветовали сделать «якобы профессионалы» в данной области. В итоге более эффективным оказался поиск через интернет-ресурс Avito. Было важно, что люди, которые там публикуют свои объявления, хотя бы имеют основные навыки пользования Интернетом. Но вот к квалификации многих из них были вопросы. Затем на сайте Qlean сделали страницу «Работа», что стало оптимальным решением проблемы.
Кандидаты в клинеры проходят тест, рассчитанный на 5-10 мин. Если ответы на вопросы занимают больше времени, то это значит, что человек плохо представляет себе обязанности клинера. Те же, кто знаком с данной сферой хорошо, без проблем отвечают, например, на вопрос о том, что будет со столешницей, если ее попытаться отмыть средством для чистки духового шкафа. Несколько вопросов качаются психологии, общения с клиентами и т. д. 90% кандидатов отсекаются уже на этапе данного тестирования, что значительно упрощает поиск сотрудников. Если тест пройден успешно, то кандидата приглашают на собеседование, а затем, если и этот этап преодолен, то его анкету проверяют сотрудники службы безопасности. В системе стремятся регистрировать только людей, на репутации которых нет «темных пятен». Наконец, говорит Александр Коровин, клинер отправляется делать уборку вместе с наставником, который оценивает его работу в баллах. Только после этого принимается окончательное решение о приеме на работу. Работают в Qlean около 70 клинеров, в основном девушки от 20 лет и женщины около 45. Доход их напрямую зависит от количества выполненных заказов.
Никита Репешко рассказал немного и о планах. В Qlean думают о франшизе и расширении сферы деятельности. Например, собираются начать оказывать клининговые услуги небольшим офисам, а также заняться смежными областями: услугами перевозчиков, сборщиков мебели, электриков, сантехников. Ведется разработка мобильного приложения.