В октябрьском номере журнала «European Cleaning Journal» вышла статья Олега Попова, генерального директора компании Cristanval, где он приводит свои размышления по поводу сравнительных характеристик между клининговой отраслью в США и России.
Подобное исследование рынка клининга в США было проведено и опубликовано компанией «Ipsos Public Affairs». Тогда в нем, по признанию организаторов приняли участие более 400 руководителей клининговых подразделений из нескольких отраслей: общепит, гостиничный бизнес, коммерческая недвижимость и здравоохранение. Было весьма любопытно выделить и сопоставить те факторы, которые считают наиболее важными в своей работе американские коллеги и специалисты из России. высказал Олег Попов, генеральный директор компании.
Отметим, что приоритетной задачей специалисты по клинингу из США называют «сохранение уровня удовлетворенности клиентов». В свою очередь, «качество работы» рассматривается как главный вызов в управлении линейным персоналом. Экспертное мнение главы «Cristanval» относительно российский реалий в клининге таково: компании по уборке действительно ставят клиента на первое место в своей работе. Недовольный заказчик или отсутствие должной коммуникации между менеджерами клининговой компании и клиентом всегда предвещают окончательную потерю объекта. Возвращение клиента – процесс гораздо более сложный, нежели удержание уже имеющегося заказчика. Линейный персонал – «лицо компании»; помимо клиенториентированности необходимы еще правильный подбор и обучение персонала.
Что касается такой проблемы, как «потеря производительности труда», которая является одной из главных тем в системе обучения линейного персонала в США, в России, как считает эксперт, мы понимаем важность контроля на всех этапах. Компании внедряют многоступенчатые системы контроля качества, куда обязательно входит и контроль за производительностью труда. Поэтому данный аспект не выделен в отдельную задачу на российском рынке клининга, большее внимание в России уделяется соблюдению технологий уборки и правильному использованию моющих средств.
В США при выборе моющих средств наиболее важно высокое качество и эффективность (41%), затем идет универсальность использования (33%), а лишь на последнем месте стоит цена – 16%. В России же «пальму первенства» занимает как раз цена, а качество стоит на втором месте. Почему? Олег Попов считает, что в условиях нестабильной экономической ситуации и растущей конкуренции, клининговые компании вынуждены максимально оптимизировать все свои расходы, чтобы иметь ресурсы для роста и развития. Эксперты называют главными приоритетами для клининга в США:
• удовлетворенность клиентов – 36%
•
повышение эффективности бизнеса – 16%
•
рост бизнеса – 18%
•
экономия средств – 9%
•
получение прибыли – 18%
•
отсутствие «текучки» кадров – 4%.
Для России все это, безусловно, актуально, но, зачастую, не на том месте и не в том значении. Первостепенным фактором является повышение эффективности всех бизнес- процессов и связанная с этим рентабельность бизнеса. Степень удовлетворенности клиентов, внедрение новых технологий уборки и современного оборудования занимают в России второе место. И, наконец, третье место, российские компании отдают проблеме подбора профессиональных и надежных кадров. Разумеется, названные три пункта – основные для рынка в целом, однако, как считает эксперт, у каждой компании в отдельности эти вопросы могут занимать разный процент в зависимости от выбранной стратегии.
В США в 2014 году сокращение персонала снизилось до 17%, по сравнению с 24% в 2013 году, из отчетов компаний ушла фраза «делать больше с меньшими затратами». А 3 из 4 компаний ожидают улучшение в своих секторах в течение следующих 12 месяцев. Все это демонстрирует оптимистичный настрой американских коллег.
В России рынок клининга, несмотря на изменения в законодательстве и кризис на рынке подбора линейного персонала, продолжает стабильно расти на 20-30% в год в связи с вводом в эксплуатацию новых площадей инфраструктуры.
Пессимистичным взгляд российского клининга в будущее не назовешь, однако, руководители компаний и эксперты индустрии ожидают новых вызовов времени и готовятся решать новые проблемы.