По мнению экономистов-экспертов, выиграть от серьезной девальвации российского рубля и замедления темпов роста экономики РФ в условиях западных санкций могут именно сервисные компании, но – далеко не все.
Наблюдаемое сейчас ослабление потребительских возможностей заставит уйти с рынка дорогие и не слишком необходимые сервисы, тогда как незаменимые или помогающие сэкономить услуги начнут развиваться.
Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ считает, что рынок бытовых услуг в России не насыщен, уровень конкуренции на нем низкий, а цены – высокие. Это означает, что сейчас человек скорее отремонтирует старое, чем купит новое.
Декан факультета сервиса Санкт-Петербургского государственного экономического университета Александр Морозов говорит о том, что в кризисные моменты спад не грозит тем компаниям, чьи услуги нужны в любом случае: это компании, оказывающие клининговые услуги и осуществляющие жилищно-коммунальное обслуживание.
«Клининг всегда будет востребован в любых условиях. Любое предприятие нуждается в наведении чистоты. И либо оно справляется своими силами, либо покупает такую услугу», - объясняет эксперт.
Для привлечения и удержания клиентуры возможностями повышения конкурентоспособности, по словам Морозова, и существенным преимуществом станет расширение спектра предоставляемых услуг или выстраивание новых производственных цепочек, что позволит снижать цены.
«Скорее всего, более жизнеспособны будут крупные сервисные компании, которые устойчиво взаимодействуют с крупными предприятиями. Если возвращаться к сервису транспортных средств — это может быть взаимодействие с машиностроительными заводами, — говорит эксперт. — А малые игроки будут страдать больше. Будет выигрывать тот, кто способен предоставить максимальное количество услуг».
Аналитики также отметили, что рынку услуг придется пересматривать и свое позиционирование на рынке. По словам Павла Родькина, эксперта в области брендинга и визуальных коммуникаций, в кризисное время именно рациональные и материальные критерии производства и потребления вновь должны выйти на первый план. Маркетинговые и рекламные приемы, которые раньше позволяли продавать людям то, что им не очень-то и нужно, уже не будут эффективными.