О компаниях, которые осуществляют клининговые услуги на судах бизнес-авиации, можно услышать не так часто, по сравнению с клинерами, занятыми в таких традиционных областях, как уборка объектов недвижимости. С другой стороны, пресса, освещающая события в мире воздушных перевозок, также, как правило, обходит молчанием такой важный элемент работы авиатранспорта, как уборка самолётов. При этом трудно переоценить важность состояния воздушного судна для создания условий, привлекательных для пассажиров. Всё это в полной мере относится к воздушным судам любого типа, в том числе, и к самолётам бизнес-класса. По мнению специалистов, рынок таких услуг в РФ имеет собственную специфику, проблемы и перспективы. О некоторых особенностях клининга в сегменте бизнес-авиации журналистам рассказали представители московской клининговой компании SkyClean – гендиректор Сергей Восканян и его заместитель Евгений Васильев.
Одной из проблем, с которой сталкиваются сегодня специалисты клининговых компаний, обслуживающих воздушные суда, является тот факт, что нынешний рынок уборочного оборудования и инвентаря, несмотря на свои гигантские размеры и широчайший ассортимент, практически полностью ориентирован на удовлетворение нужд профессионалов, занятых в сфере уборки объектов недвижимости. С обслуживанием авиации дело обстоит не так просто. Безусловно, швабры и тряпки остаются по сей день непременным атрибутом уборки любых помещений, в том числе и авиасалонов. Однако специалисты компании SkyClean заняты постоянным поиском инноваций в сфере традиционного клининга, которые можно было бы с успехом применить и в такой специфической сфере, как уборка авиасудов бизнес-класса.
Одним из главных критериев, наряду с эффективностью и высокими показателями качества, остаётся неукоснительное соблюдение требований безопасности, имеющих особое значение применительно к авиации. В определённом смысле, компанию SkyClean можно считать пионерами в данном сегменте отечественного клининга. Одним из основополагающих принципов работы компании всегда была забота о её безупречной репутации как надёжного партнёра.
Обслуживание бизнес-джета имеет ряд отличий от обслуживания стандартного авиалайнера. Прежде всего, оно отличается по компоновке и временным затратам. Несмотря на то, что к качеству уборки на судах линейной авиации требования несколько ниже, пояснил глава компании, сам процесс уборки там не менее сложен, так как на линейных бортах персонал клинеров ограничен во времени. На уборку среднемагистрального самолёта отводится, как правило, от 15 до 20 мин. В пиковых ситуациях ещё меньше от 7 до 10 мин. Если же говорить об уборке бизнес-джета, то здесь время, как правило, столь строго не ограничивается. Безусловно, это не означает, что временные нормы здесь вообще отсутствуют. Просто рамки не такие жесткие.
С другой стороны, процесс уборки воздушного судна бизнес-класса осложняется особенностями салона, который существенно отличается от стандартного, а также необходимостью более бережно подходить к очистке предметов интерьера из дорогостоящих материалов. Регламентируется процесс уборки внутренними нормативными документами компании. Требования достаточно строгие, поэтому все новые сотрудники проходят обязательную предварительную стажировку, изучая все тонкости технологии.
Пакетные услуги включают, помимо уборки, санитарную обработку посуды и белья, химчистку одежды и текстиля, глубокую очистку интерьера и внешнюю мойку. Можно сказать, что компания придерживается в сфере авиационного клининга принципа «одного окна». С мая этого года SkyClean выполняет также услуги по санобработке. Пока говорить о наличии серьёзной конкуренции, по мнению руководства компании, ещё рано – сегмент только начал развиваться.
Компания также присутствует на рынке линейной авиации – её пакетными услугами пользуются такие авиакомпании, как «Атран» и «ЭйрБриджКарго». В июне 2014 SkyClean с «Добролётом» официально вошла в отечественный сегмент линейной авиации. С компанией «РусАгро» отработана чартерная программа в «Шереметьево». Благодаря высокому качеству оказываемых компанией услуг, к ней продолжают обращаться всё новые клиенты, например, ОАО «МАШ», которые обратились за клининговыми услугами на выполняющем мировое рекламное турне Airbus А350. Всё это даёт основание считать, что у компании неплохие перспективы на будущее.
Утверждённые нормативные документы, которые регламентируют работу клинеров на воздушных судах, имеют обобщенный характер. Поэтому экспертами компании были разработаны внутренние нормативы, в которых нашли отражение опыт специалистов, требования заказчиков, знание материалов, применяемых в отделке салонов, особенности компоновки и многое другое. Были созданы технологические карты уборки, подробно разработаны технологии глубокой очистки, сухой наружной мойки.