Форум специалистов индустрии чистоты проводится в Самаре уже третий год подряд. Организатором этого мероприятия является поволжская Ассоциация контрактных клининговых компаний. Все участники и гости форума имели возможность ознакомиться с последними достижениями в сфере клининговых услуг. В рамках форума «Реальный клининг-2014» посетителям предоставлялась возможность принять участие в практических семинарах и мастер-классах с участием ведущих специалистов отрасли и представителей компаний-производителей профессиональных чистящих и моющих средств и уборочной техники. Участники также могли посетить круглый стол, на котором шло обсуждение насущных проблем клининговой отрасли и путей их решения.
В Поволжье годом рождения клининга как самостоятельной отрасли можно считать 1994, таким образом, сегодня эта отрасль существует здесь уже 20 лет. В самой Самаре активный рост данного сегмента рынка начинается в 2000 году, и к настоящему моменту этот вид бизнеса достиг в городе успехов, наиболее впечатляющих среди остальных городов ПФО. На сегодняшний день на рынке клининговых услуг здесь работает более сотни клининговых компаний, как небольших фирм, штат которых не превышает 2–3 человек, так и крупных контрактных компаний, в которых работает по несколько тысяч сотрудников.
Инициатива создания профессиональной ассоциации (АКККП), в которую вошли контрактные клининговые компании Поволжья, принадлежит представителям города Самары. Уже третий год АККККП организует в городе форум для профессионалов данной отрасли. В мероприятии, которое проходило три дня, приняли участие порядка 200 человек. Среди посетителей форума присутствовали представители клининговых компаний, а также компаний, производящих уборочную технику, чистящие средства и сопутствующие материалы, из Москвы. Санкт-Петербурга, Украины, Казахстана, Владивостока, Новосибирска, и прочих регионов России, а также представители немецких компаний, работающих на российском рынке.
На форуме «Реальный клининг-2014» проходили презентации передовых клининговых технологий, семинары, на которых ведущие производители техники и профессиональных чистящих средств демонстрировали посетителям практическое применение своей продукции. Проходящие в рамках форума мастер-классы были посвящены обучению участников правильному подбору поломоечной техники, секретам механизированной уборки небольших помещений и использованию современных ароматизированных моющих средств, а также проблемам экономии средств за счёт применения инновационных материалов. Кроме того, гости форума имели возможность принять участие в тренинге, посвященном технологии проведения успешной рекламной кампании в клининговой отрасли.
Принимавшие участие в форуме представители клининговых компаний могли испытать на практике новейшие технологии удаления с текстильных покрытий пятен и других загрязнений, узнали о некоторых пока малораспространённых и новых видах клининговых услуг, внедрение которых позволит увеличить прибыль клининговой компании. Как заметил известный на территории России и стран СНГ эксперт по профессиональному уходу за различными видами поверхностей и очистке их от пятен Тарас Дударь, принципом работы абсолютного большинства клининговых компаний сегодня является желание быть «как все». Большинство таких компаний практически ничем не выделяются на рынке клининга, используя стандартный набор услуг.
По словам Тараса Дударя, сейчас имеются новые виды услуг, которые позволяют «зацепить» того клиента, который не обращал внимания на вашу компанию, пока она работала стандартно, «как все». И таких услуг в настоящее время насчитывается немалое количество. К таким услугам относится и набирающая сегодня популярность так называемая экологическая уборка, и удаление запахов, и уход за паркетом современными методами, и защита текстильных покрытий с сопутствующей обработкой грязеводоотталкивающей пропиткой, и многое другое.
Одной из тем обсуждения на форуме стали наиболее острые проблемы, которые часто возникают в работе клининговых компаний. Одной из главных таких проблем сегодня является нечестная конкуренция. Ещё лет десять назад в большинстве торговых центров можно было видеть аккуратно выглядящих сотрудников клининговых компаний с импортным оборудованием и в фирменной одежде, то сегодня чаще всего мы сталкиваемся с гастарбайтерами, работающими на видавших виды поломоечных машинах. А в магазинах поменьше вообще снова становятся привычными уборщики, вооруженные ведром и тряпкой.
По словам директора компании «Радник» Николая Черезова, возглавляющего поволжскую Ассоциацию контрактных клининговых компаний, подобное положение вещей, к сожалению, устраивает заказчиков, так как такие услуги стоят дешевле. Одной из причин создания Ассоциации клининговых компаний Поволжья стало их желание объединить компании, которые придерживаются «правильного клининга», не экономят при подборе и экипировке персонала, стараются поддерживать достойный имидж своих заказчиков и заботятся о здоровье их сотрудников.
Вопросам неадекватных демпинговых расчётов, тому, откуда они берутся, кто и почему от них страдает, был посвящен круглый стол, который проходил также в рамках форума «Реальный клининг-2014». Участники проходившей там же конференции обсуждали проблемы разработки и внедрения на практике системы стандартизации в сфере клининга. В России с 2003 года существует ГОСТ, регулирующий стандарты уборки зданий и сооружений. По мнению Николая Черезова, этот стандарт изначально был разработан неграмотно, а сейчас вообще устарел. Изменения потребовались сразу же после выхода этого ГОСТа. Сегодня в стране обсуждается вопрос разработки новых стандартов, и на форуме данная проблема также нашла своё отражение — его участники выразили готовность внести в готовящийся документ свои поправки и предложения.
Последние несколько лет рынок клининговых услуг переживает определённый кризис, пожаловался Николай Черезов. Неблагоприятная экономическая ситуация сказалась и на клининговой отрасли, состояние которой можно охарактеризовать сегодня как упадок. Несмотря на очевидную экономическую несостоятельность расчёта, абсолютное большинство сегодняшних заказчиков предпочитают ориентироваться лишь на низкую цену при выборе клининговой компании.
В такой ситуации выигрывают недобросовестные клининговые компании, которые демпингуют, применяя нелегальные схемы ведения своего бизнеса. Так, например, такими недобросовестными игроками рынка не соблюдается кадровое законодательство. Они выплачивают так называемую «чёрную» зарплату своим сотрудникам, экономят на моющих средствах и оборудовании, что приводит к низкому качеству их услуг. И таких компаний, по утверждению Николая Черезова, на рынке клининговых услуг становится всё больше.
Спектр услуг, представленный на самарском рынке клининга, и цели, которые ставят перед собой руководители самарских клининговых компаний также широко обсуждались участниками форума. По словам главы ООО «Самарская клининговая компания» Галины Уличевой, в последние 3–4 года наблюдается стабильный рост местного рынка клининговых услуг. При этом неизменными остаются количество на нём крупных игроков и объёмы заказываемых услуг. Со стороны строительных компаний наблюдается некоторое увеличение количества заказов, однако такие заказы сложно прогнозировать, они нелегки в исполнении и не всегда являются особенно выгодными. Однако ООО «Самарская клининговая компания» всегда готова решать трудные задачи и особенно ценит своих постоянных клиентов.
Многие предприятия сегодня финансируют наведение у себя чистоты по остаточному принципу, так как не считают важным клининг на своём предприятии. При этом, отмечает Галина Уличева, цена контрактов в настоящий момент остаётся на прежнем уровне, а иногда вообще уменьшается. В то же время, объёмы на уборку в технических заданиях продолжают расти. В таком несоответствии лежит основа для возникновения недобросовестной конкуренции. Например, некоторые клининговые компании решают этот вопрос, нанимая неквалифицированные кадры, в том числе, гастарбайтеров.
Предоставляемые такими сотрудниками услуги не только низкого качества, но и несут определённую угрозу для здоровья клиентов, подчёркивает Глина Уличева. Её компания, продолжает она, не может себе позволить бороться любой ценой за получение заказа. У ценовой конкуренции последствия могут быть весьма плачевными. Девиз ООО «Самарская клининговая компания» — качественное выполнение работы, за которую она берётся. При таком подходе клиент остаётся доволен и в дальнейшем обращается в эту компанию.
По словам Людмилы Зиминой, возглавляющей региональный филиал столичной компании Cristanval, на сегодняшний день на самарском рынке клининговых услуг наблюдается достаточно жесткая конкуренция. При этом представлены здесь и крупные игроки, и совсем маленькие фирмы, в которых насчитывается два-три работника. Конкурентоспособность компании на этом рынке сегодня определяется качеством предоставляемых ею клининговых услуг. В частности, компания Cristanval, которую представляет Людмила Зимина, добивается высокого качества работы благодаря грамотной кадровой политике.
На самарском рынке компания Cristanval присутствует с 2007 года. С самого начала руководство компании с особой тщательностью подошло к подбору менеджерского состава в своём штате, который в настоящий момент представляет собой значительную ценность для компании, так как является очень сильным. На менеджере лежит ответственность за правильную организацию работы остальных сотрудников компании на объекте, он следит за качеством услуг, организовывает обучение персонала.
Заказчиками компании Cristanval являются супермаркеты и торговые комплексы, спортивные и развлекательные объекты, предприятия кондитерского производства и проч. Услуги для каждого из этих клиентов требуют индивидуального подхода. Различные покрытия требуют применения разных химических средств для очистки, разных способов обработки, разной техники. Предоставление клиентам дополнительных услуг является одним из средств повышение конкурентоспособности компании. Например, сотрудники компании работают в качестве подсобных рабочих в «Леронасе» и в «Икеа», на некоторых других объектах. Такая тактика позволяет компании оставаться на рынке клининговых услуг крупным игроком, предоставляя клиентам качественные услуги.