В Москве прошла юбилейная X выставка «Госзаказ-2014». Департамент правительства Москвы, отвечающий за конкурентную политику, представил на этой выставке целый ряд инструментов, при помощи которых можно повысить эффективность взаимодействия между госзаказчиками и поставщиками. В своём интервью корреспонденту «Актуальных комментариев» Геннадий Валентинович Дегтев, возглавляющий столичный департамент по конкурентной политике, заявил, что внедрение современных технологий дало возможность московскому правительству привлекать большее количество инвестиций, а также более эффективно расходовать государственные бюджетные средства. На проходившей в столице выставке можно было получить достаточно чёткое представление о том, каких успехов удалось добиться за прошедший период в создании конкурентной среды на рынке закупок и инвестиций, в том числе, в сфере недвижимости и оказания клининговых услуг.
Более того, как подчеркивает Геннадий Дегтев, юбилейная выставка особенно ценна тем, что у посетителей появилась возможность сопоставить то, что имеется сегодня с тем, как «начинался госзаказ» в столице. Динамика развития налицо — сегодня можно чётко видеть, насколько кардинально отличается восприятие самого понятия закупки от того, что было ещё десять лет назад.
На стенде московского правительства удалось продемонстрировать, что российская столица подготовилась к переходу на контрактную систему по госзакупкам в полном объёме, как того требует 44-й Федеральный Закон РФ. Игорю Артемьеву, возглавляющему Федеральную антимонопольную службу РФ и мэру Москвы Сергею Собянину департаментом были представлены результаты сравнительного анализа того, что делалось в рамках пилотного проекта в сфере госзакупок в течение последних двух лет, а также состояния дел на текущий момент. Следует отметить при этом, что столица начала свой переход на контрактную систему ещё до вступления в силу соответствующего федерального закона.
Нововведения последних лет коснулись и взаимоотношений городских властей с предпринимательским сообществом. Появилось больше доверия в части размещения закупок, а также возможности принять участие в торгах и получить контракт. Другим важным моментом, по словам Геннадия Дегтева, стала возросшая компетентность заказчиков. Ввод в действие 44-го Федерального закона потребовал, чтобы заказами занимались профессиональные службы. Другим следствием его принятия стала персональная ответственность заказчика, которая выросла в связи с тем, что у потребителя появилось право знать не только, какое ведомство отвечает за заказ, но и кто занимается выполнением этого заказа персонально.
В тех случаях, когда по проведению или по результатам сделки появляются какие-либо вопросы, всегда можно уточнить по номеру договора, кто персонально отвечал за данную закупку. По мнению Геннадия Дегтева, это стало колоссальным прорывом, который в корне изменил отношения между властью и бизнесом, поспособствовав росту взаимного доверия. На юбилейной Х выставке 2014 года департаментом были представлены результаты его работы, которые по праву можно назвать настоящим прорывом в области информационных технологий, которые дают возможность оперативно принимать управленческие решения, связанные с закупками или привлечением инвестиций. Сейчас у потенциальных поставщиков имеется достаточная информация, позволяющая им приходить в тот или другой сегмент рынка.
По мнению главы департамента Москвы по конкурентной политике, сегодняшнее предпринимательское сообщество уже достигло того уровня, когда для него стало возможным полностью перейти к работе в электронной форме. Это можно заметить, наблюдая, как растёт конкуренция. Первая в России торговая сессия в электронном виде, во время которой на продажу были выставлены объекты недвижимости, прошла 23 апреля этого года, продемонстрировав очень хорошие результаты. На каждый из выставленных лотов поступило, в среднем, от 4 до 10 заявок.
Размеры объектов недвижимости, выставленных на торги, составляли от 130 кв. метров. Согласно первым полученным результатам, по объектам недвижимости окончательная цена, по сравнению со стартовой, составила рост примерно в 30%. Времени для каждого следующего шага участникам предоставлялось до 30 минут. Все действия участников аукциона были осознанными и продуманными, так как никто им не мешал спокойно принимать решения. Проект, включающий проведение земельно-имущественных торгов, делается по поручению мэра столицы. Реализация данного проекта может дать отличный сигнал к дальнейшему развитию бизнеса.
По поводу приватизации ЗИЛа, Геннадий Дегтев сообщил, что результат ему представляется хорошим и он надеется, что данный проект будет успешно исполнен. Была проведена оценка стоимости и получены весьма выгодные коммерческие предложения, при этом повышение составило порядка 5 миллиардов 40 миллионов рублей. Имеется также несколько других интересных объектов для инвестиций. Например, по концессии готовится целый ряд предложений, однако для обеспечения достойного качества потребуется некоторое количество времени.
В отношении выставляемых на торги небольших объектов активный интерес проявляют, в основном, компании малого бизнеса и индивидуальные предприниматели. Согласно российскому законодательству, в имущественных торгах может принять участие любой гражданин, как оно сейчас и происходит. Тем не менее, в работе с такого рода игроками приходится обращать внимание на то, смогут ли они выполнять должным образом свои обязательства по налогам. Говоря конкретно о продаже недвижимости, хочется отметить, что за три дня до того как был совершен переход на электронный аукцион, была проведена торговая сессия, результаты которой показали превышение первоначальной цены объектов почти на 100%.
В сфере закупок примерно 70-80% откликнувшихся на заявки до 3 миллионов рублей компаний представляют сегмент малого бизнеса. Для малого бизнеса может применяться и несколько упрощённая схема работы. Например, для городского заказа обеспечительный залог с представителей малого бизнеса берётся более низкий — 2%, а не 5%, как со всех остальных. Более того, существует целый перечень предметов торга, на продажу которых могут быть приглашены исключительно субъекты малого предпринимательства. Организаторами торгов создаются различные преференции, целью которых является формирование более комфортной среды специально для участия малых предприятий.
Клининговые услуги, комплекс ЖКХ и вопросы благоустройства дворовых территорий являются сферой, в которой наиболее сильно проявляется конкуренция между поставщиками. Проведение ремонтных работ в дошкольных учреждениях и школах также вызывает активную конкуренцию среди участников торгов. Преимущества электронной формы работы в плане госзакупок очевидны. Портал объединяет огромное количество поставщиков и заказчиков, при этом находясь в постоянном движении. Здесь важно следить за тем, чтобы для всех были обеспечены идентичные правила, что и позволяет достигать портал поставщиков. Именно на этой площадке заказчикам и представителям бизнеса была предоставлена возможность упростить поиски друг друга, а также исключить некоторые издержки во взаимодействии. Кроме того, портал даёт поставщику возможность ответить на главный вопрос — где взять информацию, которая позволит определить, сможет он или нет реализовать свои возможности в данном направлении. Такие задачи, по мнению Геннадия Дегтева, портал способен решить полностью. По стоимости единичной сделки данный сегмент является недорогим. В то же время, общий объём только с февраля по декабрь 2013 года составил здесь порядка 14 миллиардов рублей.