Понятие аутсорсинг не является для России новым — эта тема регулярно поднимается в отечественных деловых кругах уже более пятнадцати лет. Тем не менее, передача компаниями непрофильных функций на аутсорсинг всё ещё не стала повседневной практикой для российского бизнеса. В данной сфере по-прежнему существует огромное количество проблем, которые постепенно решаются. Одновременно, существуют и достаточно серьезные перспективы развития, которые мы попытаемся проанализировать в этой статье.
Начнём с информационных технологий, которые во всём мире считаются одной из наиболее подходящих для аутсорсинга областей. Что касается российского рынка информационных технологий, то после 1998 года, когда начался продолжительный кризис во всех сферах российской экономики, наблюдается резкий всплеск популярности аутсорсинга, который рассматривается как эффективное средство сокращения расходов компаний на выполнение ими непрофильных видов деятельности.
В 90-е годы прошлого столетия в России, а также в остальных странах бывшего СССР ещё не существовало полноценного рынка услуг в этой области, однако в стране было немало отличных специалистов, которые могли предложить свои услуги заказчику. Такие заказчики нашлись в лице зарубежных компаний, которые стали заказывать российским программистам разработку программного обеспечения. Таким образом, аутсорсинг услуг в России начал формироваться с активного развития довольно узкого сегмента, который можно было бы назвать «оффшорным программированием». Настоящие, полноценные аутсорсинговые контракты впервые начали заключаться в нашей стране лишь в середине 2000-х годов. Это были контракты на аутсорсинг услуг в сфере, прежде всего, программных разработок, поддержки IT-инфраструктуры и управления IT, создания различных приложений, а также в области бухгалтерии и кадровой работы – расчёта налогов и заработной платы, работы с архивами, учёту персонала, организации бизнес-процессов и т. д. С этого времени понятие аутсорсинг прочно вошло в обиход отечественного бизнеса.
Что же такое аутсорсинг? В чём суть этого явления? В известном профессиональном своде правил аутсорсинга под названием «Outsourcing Professional Body of Knowledge» или просто IAOP OPBoK даётся следующее определение данного понятия. Аутсорсинг определяется здесь как ориентированное на результат долгосрочное сотрудничество с внешним поставщиком услуг. При этом следует учесть несколько важных моментов:
-Приобретаемые посредством аутсорсинга услуги могут представлять собой результат либо одного отдельного вида деятельности, либо нескольких видов деятельности или же сквозного бизнес-процесса.
-Передаются на аутсорсинг лишь вспомогательные процессы, которые не составляют ключевых конкурентных преимуществ компании.
-Работа, которая производится в данный момент по аутсорсингу, до этого, как правило, выполнялась для собственных нужд и силами самой организации-заказчика.
Изначально аутсорсинг было принято делить на две большие категории — ITO (IT-аутсорсинг) и BPO (аутсорсинг бизнес-процессов). Но с течением времени подобное деление стало представляться всё более условным, что было обусловлено постепенной конвергенцией услуг, которая сопровождалась унификацией способов их предоставления. По своей сути аутсорсинг является универсальным инструментом менеджмента. В данном качестве аутсорсинг подразумевает предоставление заказчику выполненной услуги или конечного результата, который соответствует соглашению об уровне сервиса или SLА.
Аутсорсинг может также быть функциональным и стратегическим. При этом решение об использовании стратегического аутсорсинга принимается владельцем предприятия или его высшим руководством, которое встраивает аутсорсинг в общую стратегию бизнеса. Принятие решения о функциональном аутсорсинге входит в компетенцию одного из функциональных менеджеров (например, главного бухгалтера, IT-директора, менеджера по персоналу), от которого зависит в каждом конкретном случае ценность функционального аутсорсинга для данной организации и бизнеса в целом.
Мировыми лидерами по использованию аутсорсинга, как и уровню развития индустрии услуг вообще, являются те страны, в которых наиболее развиты конкурентные экономики, что вполне закономерно. Это, в первую очередь, страны Западной Европы, США, Великобритания. С другой стороны, для современного международного рынка характерна постоянно растущая конкуренция со стороны развивающихся стран, которые сегодня стремятся стать региональными или даже мировыми лидерами в области предоставления аутсорсинговых услуг. К числу таких стран можно отнести, например, страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Чили), страны Юго-Восточной Азии (Китай, Индия, Индонезия, Малайзия).
Для повышения конкурентоспособности таких стран и их дифференциации особо важную роль играет опережающая подготовка профессиональных кадров для аутсорсинга и их сертификация, которые осуществляются при активнейшей государственной поддержке. Так, например, в Китае только по программам «Certified Outsourcing Professional» (IAOP COP) к концу 2015 года планируется подготовить и выпустить около 1 миллиона 200 тысяч сертифицированных специалистов аутсорсинга.
В России у аутсорсинга своя история и свои проблемы. Аутсорсинг как часть индустрии услуг в нашей стране сложился немногим более 10 лет назад. Развитие данного сегмента до сих пор осуществляется исключительно благодаря усилиям и самоорганизации игроков этого рынка. А на глобальном рынке аутсорсинга Россия вообще представлена слабо. Главным направлением, благодаря которому наша страна известна большинству иностранных заказчиков и специалистов, по-прежнему остаётся так называемое оффшорное программирование, активно развивавшееся в прошлом десятилетии. Имеется в виду разработка на заказ различных видов программного обеспечения.
Внутри страны развитие индустрии услуг и аутсорсинга, в частности, значительно отстаёт не только от желаемого, но и от необходимого уровня. Если рассмотреть подробнее причины такого отставания, станет очевидным, что главных проблем здесь три, и все они связаны с особенностями сложившегося в России уклада экономики. Эти причины следующие:
-низкий уровень развития российского малого и среднего бизнеса;
-низкий уровень развития конкуренции в России;
-крайне слабая интеграция российского бизнеса в мировую экономику.
Для того, чтобы в России ситуация изменилась для профессионалов и предпринимателей в сфере аутсорсинга к лучшему, правительству страны необходимо осуществить целый ряд мер, среди которых:
-снижение веса государственных монополий;
-развитие рыночной конкуренции;
-реальная, а не на словах, поддержка малого и среднего бизнеса;
-практическая поддержка и стимулирование российских предприятий, работающих на зарубежных рынках;
-формирование экономики будущего (прежде всего, экономики услуг).
При условии выполнения всего вышеперечисленного, российский аутсорсинг и индустрия услуг в целом получат мощный импульс для активного развития. В нашей стране сегодня имеются для этого все необходимые и все достаточные условия и уже сложились практически все субъективные и объективные предпосылки, так как объективные процессы, определяющие развитие бизнеса и экономики во всём мире, действуют также и в России. С каждым годом в нашей стране появляется всё больше проектов, в которых предлагается повышение эффективности бизнеса с использованием аутсорсинга и сервисной организации. В сфере так называемых ОЦО (общих центрах обслуживания) и корпоративных сервисных центрах сформирован огромный потенциал российского аутсорсинга.
В минувшем году российский коммерческий рынок аутсорсинга, который включает и аутсорсинг бизнес-процессов, и IT-аутсорсинг, экспертами оценивался примерно в 3,5-4 миллиардов долларов. Однако, как считают специалисты, это лишь вершина айсберга. Полученные цифры можно умножить в 3-3,5 раз, если участь, например, обороты «инсорсинговых» центров при крупных российских предприятиях или монополиях.
Получается, что потенциал российского рынка аутсорсинга и корпоративных услуг огромен, и уже сейчас его можно оценить не менее чем в 11-12 миллиардов долларов. При условии эффективного развития одних только «инсорсинговых» компаний и корпоративных ОЦО, такой потенциал имеет реальные шансы реализации даже при нынешнем экономическом укладе. Для этого необходим вывод таких компаний и ОЦО на открытый рынок, учреждение совместных предприятий с соответствующими поставщиками услуг и развитие отрасли посредством использования иных известных моделей организации сорсинга.
В настоящее время в России понемногу структурируется и расширяется также рынок поставщиков услуг. Например, активно работают на рынке IT-аутсорсинга такие федеральные системные интеграторы, которые можно назвать традиционными. К ним можно отнести «Инфосистемы Джет», КРОК и другие. Здесь же работают специализированные дочерние сервисы крупнейших интеграторов, такие как IBS DataFort или Optima Services. Наиболее заметной и активно растущей на этом рынке в прошлом году стала специализированная сервисная компания MAYKOR, которая сумела выстроить бизнес федерального масштаба в достаточно короткий срок, а также привлечь на развитие своего бизнеса 100 миллионов долларов.
Некоторые российские компании сегодня предпочитают работать исключительно по оффшорной модели. Они удалённо поддерживают корпоративные приложения и IT инфраструктуры крупных зарубежных заказчиков. К таким компаниям относится, например, ГК ICL-КПО, г. Казань (Fujitsu GDC). В отечественном телекоммуникационном секторе также развивается аутсорсинг. Например, предоставлением «управляемых услуг» или Managed Services, а также обслуживанием оборудования для операторов связи занимается российская компания CTI. В последние годы также значительно увеличился объём заказов на услуги аутсорсинга бизнес-процессов со стороны российских предприятий. В этой сфере успешно работают такие международные и российские компании как Kelly Services, BDO, UCMS и проч.
Разумеется, кроме активных усилий самих игроков российского рынка услуг и аутсорсинга, ускорение развития данной индустрии внутри страны, а также успешный выход отечественных сервисных компаний на международный рынок требуют поддержки и заинтересованного участия российского государства, а также государственных институтов развития. При условии оказания государством целенаправленной поддержки данного сегмента российского бизнеса, уже к 2020 году в России можно будет получить вполне ощутимые социально-экономические эффекты, такие как:
-в инновационной российской индустрии услуг и аутсорсинга вырастет количество сотрудников-профессионалов;
-увеличится количество высокомаржинальных и современных сервисных компаний-поставщиков услуг, в том числе, аутсорсинга для отечественных и зарубежных заказчиков;
-увеличится количества российских организаций и предприятий, в том числе, представляющих государственный сектор и органы государственной власти, которые перейдут от «натурального хозяйства» к современной сервисной организации;
-в российской экономике в целом повысится эффективность труда, и одновременно уменьшатся масштабы экономической коррупции;
-вследствие массового вывода за пределы предприятий непрофильных активов и подразделений, на 1,5-2% увеличится ВВП страны, а в самом ВВП значительно увеличится доля, приходящаяся на услуги.
Как рассказывает Наталья Скачкова, заместитель гендиректора компании FACILICOM, в России уже стала нормой передача многими компаниями на аутсорсинг сторонней компании тех или иных своих функций. При этом главным критерием при выборе компании-исполнителя остаётся доверие. Несмотря на то, что сегодня на этом рынке присутствует большое количество компаний, постоянных игроков, гарантирующих качество работы и хорошо знающих рынок, по мнению Натальи Скачковой, наберётся не больше десятка. Поэтому при выборе компании-партнёра на аутсорсинг имеет смысл собрать о ней максимально полную информацию. Хотя в этом деле не может быть единых стандартов, и у каждой компании могут быть свои критерии при выборе кандидата, так как требования у всех разные, существует несколько основных требований, которые лучше соблюдать:
-компания должна быть достаточно крупной, чтобы в случае необходимости защитить вас;
-компания должна работать на своём собственном программном обеспечении;
-компания в работе придерживается надежных правил обеспечения безопасности;
-компания способна предоставлять услуги на протяжении всего времени, предусмотренного контрактом на условиях фиксированной оплаты;
-компания должна быть в состоянии поддерживать работу в течение 24 часов в сутки 365 дней в году.