О том, как будет в ближайшее время развиваться российский рынок клининговых услуг, предоставляемых клининговыми компаниями частным клиентам, рассказала в своей статье для «РБК-Недвижимость» Вера Глебовская, работающая коммерческим директором учебно-производственного центра под названием «Клининг Мастер». В своей статье госпожа Глебовская попыталась ответить на вопрос, когда в сознании россиян произойдут достаточные перемены, чтобы они перестали убирать у себя дома собственными силами и начали пользоваться услугами профессионалов, как это делается во всём мире.
В настоящее время всё более привычной для жителей нашей страны становится такая услуга, как комплексная уборка, выполняемая привлекаемыми для этой цели специализированными клининговыми компаниями. Однако нормой обращение к профессионалам в этой сфере стали услуги уборки для корпоративных заказчиков. Что же касается сегмента частных потребителей, то здесь всё гораздо сложнее. Большинство частных заказчиков пока не готово допускать в своё жилище посторонних людей, например, из опасений, что нанятые для наведения чистоты уборщики могут что-то испортить или украсть, а также сделать достоянием общественности некую информацию о том, что происходит в их доме.
Следует заметить, продолжает Вера Глебовская, что со стороны клининговых компаний также не наблюдается особого энтузиазма в данной области — частные заказчики не кажутся им привлекательными из-за незначительного объёма каждого отдельного заказа, притом, что требования при приёмке работ, как правило, предъявляются частным клиентом повышенные, а накладные расходы клинеров слишком высокие. Кроме того, присутствует весьма существенный риск неплатежей. Поэтому для наиболее крупных клининговых компаний такое сотрудничество просто невыгодно.
Те же граждане, которые всё-таки решаются воспользоваться услугами профессиональных уборщиков, в результате вынуждены довольствоваться наймом сомнительного персонала из небольших полулегальных фирм, зачастую не располагающих всем необходимым оснащением. В такой ситуации страдает репутация всей отрасли, а обе стороны начинают ещё больше друг друга опасаться. Тем не менее, утверждает Вера Глебовская, эффективное сотрудничество клининговых компаний с частными клиентами вполне возможно.
Для обслуживания частного клиента существуют свои критерии, главные из которых — высокое качество, конфиденциальность и безопасность уборки. Кроме того, немаловажную роль здесь играют сроки оказания услуги, которые не должны быть долгими, а также гибкий подход к возможным формам оплаты услуг, в том числе, по безналичному расчёту, при помощи пластиковых карт или наличными деньгами. Эти условия требуют особого подхода и к подбору оборудования, техники и персонала для работы с частным клиентом. Здесь главные критерии следующие:
1. Персонал, обслуживающий такой объект должен быть универсальным, квалифицированным, мотивированным и легальным.
2. Используемые оборудование и инвентарь должны быть многофункциональными, компактными и эффективными.
3. Моющие и дезинфицирующие средства должны применяться эффективные, безопасные для окружающей среды и людей.
4. Автопарк клининговой компании должен обладать достаточным количеством техники, чтобы позволить одновременно выполнять несколько заказов.
5. Обязательно должна присутствовать необходимая правовая база, включая официальный договор с подробной спецификацией услуг, сроками выполнения работ, определением ответственности сторон, условиями оплаты и ценой. Заранее оговаривается также возможность предоставления частному клиенту кассового чека, а также страхования профессиональной ответственности уборочной компании, оказывающей перечисленные услуги.
При текущей плановой уборке частных апартаментов, как подсчитали эксперты, средняя производительность труда одного сотрудника в течение восьмичасовой рабочей смены составляет от 50 до 70 кв. метров на человека. При послестроительной уборке объекта производительность работника ниже — около 30 кв. метров за восьмичасовую смену. Все средства, которые применяются при выполнении комплексной уборки, в обязательном порядке должны быть сертифицированными. Кроме того, для выполнения каждой конкретной задачи эффективны разные средства, поэтому они должны подбираться отдельно. Обязательный минимум средств, необходимых при комплексной уборке:
-щелочные и кислотосодержащие очистители;
-нейтральные универсальные очистители;
-полироли и специализированные очистители для обработки различных поверхностей - кожи, дерева, пластика, оргстекла, цветных металлов;
-губки абразивные и мягкие;
-салфетки из различных материалов (включая салфетки из микрофибры).
Базовый комплект инвентаря и оборудования, предназначенный для выполнения стандартных задач по уборке квартиры, должен включать:
-пылесосы с турбо-щеткой и необходимым набором насадок (в том числе ранцевые пылесосы);
ведра, оборудованные механическим отжимом и без такового;
-стремянки различной высоты;
-комплекты, предназначенные для мойки стекла (скребки, стяжки, шубки);
-телескопические палки, снабженные шарнирными переходниками;
-палки и держатели для салфеток и мопов;
-скорблоки для щеток и абразивных губок.
Существует также дополнительное оснащение. Оно необходимо в тех случаях, когда клининговая компания претендует на статус первоклассной и намеревается выполнять сложные высокорентабельные заказы. К числу такого дополнительного оснащения относятся поломоечные машины-автоматы, ковромоечные экстракционные машины, оснащенные специальными насадками, применяемыми при чистке мягкой мебели, парогенераторы и водососы, дисковые машины, аппараты высокого давления.
Вера Глебовская отмечает также, что, в отличие от работ по обслуживанию крупного заказчика, являющегося юридическим лицом, при котором особо важную роль играет высокая степень специализации, как применяемого оборудования, так и занятых на объекте специалистов, работа с частными заказчиками требует от компании-исполнителя мобильности, а также профессиональной универсальности специалистов и техники.
Для каждого конкретного объекта следует подбирать строго индивидуальную технологию, с учётом специфических особенностей условий работы на нём, а также имеющихся в помещении материалов, из которых изготовлены поверхности и элементы интерьера, подлежащие уборке. Кроме того, необходимо обеспечить контроль уровня качества, который требует заказчик. При соблюдении перечисленных условий, у клининговых компаний имеется реальная возможность успешно работать с теми потребительскими сегментами, которые обладают высокой рентабельностью и ёмкостью, раза в 2–2,5 превосходящей по эффективности аналогичные услуги, которые оказываются корпоративным клиентам. Частный заказчик в результате такого подхода получает гарантированно безопасное и высококачественное обслуживание своей квартиры или загородного дома.