Рынок клининговых услуг является одним из наиболее динамично развивающихся новых сегментов российской экономики последних лет. О том, как и когда появилось у нас само понятие «профессиональный клининг», об истории развития российской индустрии чистоты, её отличиях от западных аналогов и перспективах дальнейшего развития рассказала в своём интервью, опубликованном на ресурсе «Rway», Маргарита Авдеева — глава группы компаний «Ронова», одного из лидеров отечественного рынка клининговых услуг.
Рынок клининга, отмечает Маргарита Авдеева, является одним из самых быстрорастущих не только в нашей стране, но и в большинстве стран Запада. Отличие российского варианта состоит в том, что для нашей страны это относительно новая отрасль отечественной экономики, и сейчас эта отрасль бурно развивается. Далее глава ГК «Ронова» совершила небольшой экскурс в историю, напомнив, что сфера услуг, если рассматривать её в качестве самостоятельной отрасли, существует уже более ста лет. Впервые такое понятие появилось в Англии. Что же касается работы уборщика, как вида профессиональной деятельности, то она появилась ещё раньше — в Германии XVII века.
Современное понятие «клининг» подразумевает предоставление заказчику целого комплекса услуг профессиональной уборки любых видов помещений и территорий. Соответственно, работника, который выполняет данный вид работ, сегодня называют «клинером». В России первые компании, предоставляющие услуги профессионального клининга, которые появились в начале 90-х годов прошлого века, обслуживали, в основном, представительства различных западных компаний на территории Российской Федерации. Российские предприятия в те времена не просто не нуждались в услугах профессионалов в области клининга, но даже не понимали, зачем им нужно привлекать сторонние организации для уборки своих объектов при наличии собственного штата уборщиков.
Однако спустя всего 10 лет ситуация сильно изменилась. Отечественный рынок клининговых услуг существенно вырос и сумел заметно расширить свою клиентскую базу. Активный рост количества вновь создаваемых российских предприятий, торговых центров, многочисленных офисных помещений, кафе, ресторанов, магазинов и прочих объектов, нуждавшихся в услугах качественного клининга, спровоцировал, по мнению Маргариты Авдеевой, соответствующий рост популярности услуг профессиональной уборки. Начал формироваться совершенно новый подход к уборке — на огромных площадях, занимаемых бизнесом, следовало поддерживать идеальную чистоту. А для этого были нужны услуги профессионалов — уборщиков, способных выполнять клининговые работы максимально качественно, быстро и с высокой производительностью.
У профессионального клининга есть ещё одно очень важное преимущество, которое российский бизнес оценил лишь по прошествии определённого времени. Дело в том, что передача работ по поддержанию чистоты профессиональным компаниям даёт возможность руководителям всех остальных видов бизнеса освободиться от необходимости решения хозяйственных и других непрофильных проблем и сконцентрировать свои силы на профильной деятельности.
На сегодняшний день понятие «клининговые услуги» включает, кроме оказания услуг профессиональной уборки, ещё множество функций. По словам Маргариты Авдеевой, в настоящий момент клининговые компании предлагают своим клиентам целый портфель разнообразных услуг. Один из популярных трендов клинингового сектора — это диверсификация бизнеса. В качестве примера она приводит российские компании, которые сегодня, наряду с традиционными услугами профессиональной уборки, развивают также такие направления деятельности как кейтеринг (происходит от английского catering и означает оказание организациям и предприятиям специальных услуг по организации питания сотрудников). Иногда компании поступают наоборот, выбирая кейтеринг в качестве основного вида своей деятельности и предлагая клиентам клининг в качестве дополнительной услуги.
При грамотном подходе к ведению бизнеса развитие новых направлений играет очень важную роль, считает Маргарита Авдеева. Востребованность комплексных услуг заказчиками — одна из характерных черт нашего времени. Как в столице, так и в российских регионах на рынке клининговых услуг можно выделить компании, занимающие лидирующие позиции. Как правило, это компании, которые активно развивают одновременно разные направления — аутстаффинг и услуги по техническому обслуживанию объектов, аутсорсинг техно- и автопарков, а также услуги по вывозу мусора, промышленному альпинизму, дезинфекции и дезинсекции и т. д.
Такая услуга как аутстаффинг, предполагающая подбор и привлечение специалистов необходимого профиля и квалификации для работы на предприятии или в организации, очень востребована на сегодняшний день менеджментом множества компаний. Их руководители понимают, насколько привлечение наёмного персонала помогает оптимизировать бизнес-процессы, при этом сводя к минимуму затраты. По мнению Маргариты Авдеевой, пополнение каждой клининговой компанией портфеля её услуг и инструментов зависит напрямую от трёх основных вещей: от темпов роста, которые демонстрирует рынок, от потребительских трендов, а также от предпочтений заказчиков.
На вопрос корреспондента относительно профессиональных сложностей, с которыми сталкиваются сегодня клининговые компании, Маргарита Авдеева ответила следующее. Ежегодно в России растёт количество открывающихся бизнес- и торговых центров, супермаркетов и прочих бизнес-объектов. Иными словами, растёт рынок работодателей. Соответственно, для их обслуживания требуется привлечение всё новых работников. Сотрудники, работающие в супермаркетах, например, в течение всей рабочей смены (а она, как правило, составляет 12 часов) находятся в движении, занимаясь нелёгким физическим трудом, используя разнообразное оборудование и инвентарь. Далеко не все способны справиться с такой колоссальной физической нагрузкой.
Другой проблемой, по мнению госпожи Авдеевой, можно считать недостаточную престижность в нашей стране профессии клинера. Чтобы как-то исправить ситуацию, на популяризацию данной сферы деятельности клининговыми компаниями сегодня расходуется немало времени и сил. Для тех сотрудников, которые уже работают в её клининговой компании, продолжает глава УК «Ронова», физический труд привычен и вполне приемлем. Однако при поиске новых работников зачастую возникает масса сложностей. Кроме того, много сил и средств приходится расходовать не только на поиск работников, но и на их обучение и аттестацию.
Перспективы рынка клининговых услуг в России, по мнению Маргариты Авдеевой, достаточно обнадёживающие. И хотя сегодня трудно сказать, каким станет российский рынок клининга через десяток лет, очевидно, что каждый год к уже имеющимся сегментам рынка клининговых услуг добавляются всё новые отрасли. Поэтому можно прогнозировать появление в этой сфере новых направлений в самые ближайшие годы. Конкретнее, российский клининг обогатится новыми IT-продуктами, прогрессивными экологическими технологиями, которые позволят, например, оптимизировать логистические процессы. Также можно ожидать, что новые экологичные и, в то же время, эффективные средства будут разработаны производителями моющих и чистящих средств.