Как сообщил в своём интервью «Российской газете» Александр Иванов, возглавляющий департамент торговли и услуг при Московском правительстве, в феврале этого года его ведомством будет проводиться конкурс на лучшую концепцию организации бытового обслуживания населения. По словам чиновника, предполагается, что упомянутый конкурс будет открытым. Принять участие в торгах смогут как различные профессиональные представители рынка бытовых услуг, так и специальные консалтингово-аналитические агентства. Александр Иванов подчеркнул тот факт, что в российской столице подобную концепцию собираются разработать впервые. Очень важной представляется её создателям возможность изначально заложить в новую концепцию все необходимые аспекты бытового обслуживания, включая как традиционные услуги вроде прачечных и химчисток, так и совершенно новые направления, в том числе, предоставление клининговых услуг населению. Кроме того, в планы столичной администрации входит разработка мер по поддержке оказывающих бытовые услуги населению предприятий малого и среднего бизнеса.
В частности, Александр Иванов поделился планами правительства Москвы произвести ревизию принадлежащих городу помещений, многие из которых можно было бы предложить под организацию предприятий бытового обслуживания. Можно также организовывать специализированные торги, в которых могли бы принимать участие только представители малого и среднего бизнеса по бытовому обслуживанию. Такая мера помогла бы предотвратить возникновение неравной конкуренции малых предприятий с представителями крупного бизнеса.
Что касается самих участников этого рынка, то они поддерживают идею создания новой концепции обеими руками. Так, например, по мнению Юрия Рябичева, стоящего во главе АРУК (Ассоциации русских уборочных компаний), в Москве не мешало бы создать специальную сеть, включающую недорогие клининговые компании, расположенные в шаговой доступности. По словам Юрия Рябичева, на сегодняшний день в столице существует около семи сотен компаний, оказывающих клининговые услуги. Прежде всего, клиентами таких компаний являются государственные предприятия, торговые центры, учреждения общепита, разного рода коммерческие организации.
Вместе с тем, большинство этих компаний готовы также оказывать клининговые услуги и частным заказчикам, то есть населению. Однако проблема пока состоит в том, что сами жители столицы оказались не совсем готовы к тому, что уборщиков можно вызывать на дом. Безусловно, специалистов интересует причина такого отношения жителей к найму клинеров. Как поясняет Юрий Рябичев, главной причиной является недоверие населения к качеству работ по уборке их квартир, которые предлагают профессиональные клинеры. Люди не уверены, что те уберутся у них так, как они бы хотели. Они просто боятся зря потратить свои деньги.
В Москве работает огромное количество клининговых компаний, продолжает Юрий Рябичев. В столице высокий уровень конкуренции, что, как ни странно, ещё не гарантирует высокого качества услуг. Низкое качество часто можно объяснить, по его мнению, тем, что в настоящий момент на этом рынке работает слишком много случайно попавших в эту сферу компаний, а сам рынок сейчас никем никак не регламентируется. А случайные компании часто приходят сюда с единственной целью – скорее заработать как можно больше и уйти. В такой ситуации, разумеется, ни о какой профессиональной подготовке кадров речи быть не может.
Совсем по-другому ведут себя серьёзные и ответственные компании. Они, как правило, заключают специальные договора с колледжами и училищами соответствующего профиля, чтобы направлять туда на обучение всех вновь поступающих к ним на работу сотрудников. Новичков в этих учебных заведениях обучают таким, казалось бы, простым вещам, как правильное использование моющих средств и даже умение правильно пользоваться тряпкой. Как и следовало ожидать, услуги, предоставляемые такими серьёзными фирмами стоят недёшево.
Мойка одного окна, например, обойдётся вам, в среднем, в пределах 600 рублей. Таким образом, если в вашей квартире нужно помыть три окна, это обойдётся вам в 1800 рублей. В случае необходимости присоединить к ним ещё и застеклённую лоджию, стоимость работ вырастет не менее чем на тысячу рублей. При этом следует учесть, что расчёты ориентированы на маленький балкончик, площадь которого не превышает 2 квадратных метров.
Как объяснил Юрий Рябичев, снизить стоимость таких работ практически невозможно. Прежде всего, это объясняется необходимостью для работников компании постоянно разъезжать по городу. Транспортные расходы, в результате, достигают у иных компаний до 70% от стоимости всей услуги. Наличие собственных помещений внутри районов могло бы стать хорошим средством понизить себестоимость услуг клининговых компаний, так как их сотрудникам не пришлось бы больше тратить время и деньги на долгую дорогу из одного конца Москвы в другой.
По мнению другого эксперта, Артёма Букина, работающего директором Варшавских бань в Москве, банными комплексами москвичи также обеспечены не в полной мере. Согласно статистическим данным, сегодня в 12-миллионной Москве осталось всего 34 работающие бани. При этом всего три года назад их насчитывалось 60. Как рассказал Артём Букин, банный бизнес непростой и не самый доходный. Его рентабельность не превышает 5% в год. Вместе с тем, следует отметить, что сейчас у жителей столицы наблюдается повышенный интерес к баням, продолжает он. Даже без традиционного пива в банях собирается много молодёжи, которая приходит туда не только снять напряжение и попариться, но и просто провести время с друзьями.