С нынешнего года квоты на трудовых мигрантов из ближнего зарубежья в Новосибирской области планируется существенно сократить. Мнения экспертов относительно этого решения российского Министерства труда и соцзащиты в настоящий момент имеются самые разные, вплоть до диаметрально противоположных. По мнению одних, отправка домой всех приехавших в Новосибирскую область на заработки жителей «южных республик» вообще никак не отразится на производстве и экономике региона в целом. Другие же придерживаются совершенно иного мнения и считают, что сегодня в Новосибирской области заменить гастарбайтеров практически некем. В особенности это касается нескольких сфер экономики, среди которых на одном из первых мест находится клининговый бизнес.
Как считают в областной администрации, количество легально работающих в Новосибирской области трудовых мигрантов сократится в текущем году на 5,5 тысяч. Квоту для региона на выдачу разрешений на работу гражданам иностранных государств определило Минтруда и социальной защиты Российской Федерации. В нынешнем году размер такой квоты будет составлять 22880 разрешений. Вопрос о том, как подобное решение правительства может отразиться на местной экономике, и сможет ли она существовать без услуг гастарбайтеров, задал представителям разных отраслей корреспондент новостного портала НГС «.РАБОТА».
Исходя из упомянутой квоты, установленной Минтруда, в этом году в Новосибирске и Новосибирской области легально смогут получить работу лишь 22880 иностранных рабочих. Напомним, что ещё пять лет назад, в 2009 году количество легальных трудовых мигрантов в области было в два раза больше и составляло 51 тысячу человек. За истекшие с тех пор пять лет ситуация изменилась, и уже в прошлом году количество легально получивших разрешение на работу гастарбайтеров сократилось в Новосибирской области до 28 тысяч человек. Сейчас разрешений будет выдано ещё меньше.
Согласно данным статистики по Новосибирской области, в прошлом году в регион на заработки прибыло 7 тысяч мигрантов из стран СНГ. Среди них выходцы из Узбекистана составили 43%, из Таджикистана приехало 15%, из Киргизии — 13%. Из стран дальнего зарубежья (главным образом, из Китая) на работу в область приехало не более 1 тысячи человек. Однако эти цифры показывают, как обстоят дела только в отношении легальных мигрантов. Но существует ещё рынок нелегальной рабочей силы. И, согласно информации, предоставленной региональным отделом иммиграционного контроля УФМС РФ, за последние пару лет в Новосибирске количество нелегалов также сократилось в десятки раз.
О сокращении числа нелегалов говорят результаты рейдов по выявлению нарушителей визового режима. Если в 2012 году, например, за один из подобных рейдов по Хилокскому рынку миграционными службами выявлялось примерно 70 нелегалов на каждых 200 задержанных, то сегодня таких нарушителей набирается не более пяти за рейд. Вместе с тем, точных цифр здесь назвать не сможет никто, и реальное количество нелегалов, работающих в области сегодня, подсчитать крайне трудно.
Как считают социологи, увеличение потока трудовых мигрантов напрямую связано с повышением уровня жизни в принимающей их стране. Если этот уровень высок, низкоквалифицированные и, соответственно, низкооплачиваемые вакансии в стране будут всё чаще закрываться за счёт мигрантов из соседних безвизовых стран, которые потянутся сюда на заработки. Для примера можно сравнить минимальные зарплаты по региону с оплатой труда в той же Киргизии или Таджикистане. В Таджикистане средняя зарплата, например, составляет около 110 долларов, в то время как в Новосибирской области она приближается к 27 тысячам рублей, то есть, больше почти в 7 раз!
По словам Татьяны Омской, возглавляющей кадровое агентство «ИМИКОР-Сибирь», весь новосибирский рынок клининговых услуг «держится на плечах трудовых мигрантов». Кроме клининга, согласно данным Федеральной миграционной службы по Новосибирску, другими сферами, где труд гастарбайтеров также играет решающую роль, является дорожное хозяйство, жилищное строительство, торговля, сельхозпроизводство, грузоперевозки и услуги такси. Как заметила Татьяна Омская, сегодня славянское лицо в сочетании с уборочным инвентарём становится экзотикой.
Примером клининговой компании, штат которой почти полностью состоит из приезжих, является фирма «Чистый мир». Компания предлагает клининговые услуги и занимается уборкой коммерческих площадей, а также очисткой прилегающих территорий. Как рассказывают в «Чистом мире», в компании практически нет текучки кадров, коллектив достаточно стабильный. Основу коллектива составляют женщины, занятые в уборке. Но есть и мужчины. Они, как правило, выполняют физически тяжелую работу. По словам Татьяны Омской, в Новосибирске мигранты чаще всего работают дворниками, грузчиками, подсобными рабочими.
Татьяна Омская не согласна с утверждениями некоторых экспертов, что ощутимое сокращение иностранной рабочей силы пройдёт для местной экономики и, особенно, для крупных компаний, практически незамеченным. Она убеждена, что в настоящий момент найти замену выбывшим гастарбайтерам не представляется возможным. Невозможно подобрать низкоквалифицированный персонал среди местного населения, утверждает она, даже если предложить жителям Новосибирска зарплату более высокую, чем та, что получают мигранты. Среди россиян непопулярна низкоквалифицированная и непрестижная работа. Известны случаи, когда наши соотечественники предпочитали жить на копеечное пособие, выдаваемое на бирже труда, но только не заниматься непрестижной работой, жалуется рекрутер.
Наталья Владимировна, возглавляющая службу персонала в компании Gorskiy city, согласна, что национальный вопрос сегодня является одним из болезненных, и найти в Новосибирске «нормального дворника» весьма проблематично. Причину Наталья Владимировна видит в разнице менталитетов. Следует учитывать, что на низкоквалифицированный труд зачастую соглашаются российские граждане, не отличающиеся обязательностью и имеющие вредные привычки. Так работники из Узбекистана, например, трудятся, как правило, стабильно, в то время как наши соотечественники могут позволить себе опоздать на работу, проспать, прогулять, а то и вовсе «уйти в загул».
Примерно такого же мнения придерживается председатель ТСЖ «Искра» Наталья Штерк. По её словам, дворники–мигранты стараются заработать как можно больше, работая не на одну ставку. Заработок — это их цель. Дома у таких работников, как правило, остались дети, жены, родители, которых они должны содержать, отправляя им большую часть заработанных денег. Зарплата такого дворника может достигать 30 тысяч в месяц. В ТСЖ «Искра» один дворник, приехавший из Таджикистана, обслуживает и дом, и двор. Зарплата такого работника напрямую связана с объёмом работ, поэтому зимой, в период снегопадов, она значительно увеличивается.
По мнению главного научного сотрудника Института экономики и промышленного производства Светланы Соболевой, рост количества приезжих лишь обостряет в обществе «национальный вопрос», поэтому приём гастарбайтеров на низкоквалифицированные вакансии следует осуществлять в ограниченном количестве. Однако, считает она, проблему нелегальных мигрантов одними жесткими законодательными методами не решить. Здесь требуются взвешенные экономические меры.
К таким мерам относится, например, повышение налога с работодателя, который нанимает гастарбайтеров. Эта мера сократит число трудовых мигрантов на рынке труда. Другой способ сократить количество иностранных рабочих Светлана Соболева видит в радикальном понижении зарплат до уровня заработков на родине гастарбайтеров. Такая мера сделает для них бессмысленным переезд в Россию в поисках заработка.