Торги за контракт на уборку Московского метрополитена проводились в декабре прошлого года. Одним из итогов проводившегося аукциона стало то, что примерно четвёртая часть всех станций столичной подземки чуть не осталась вообще без уборки. Самый крупный лот на торгах представлял собой контракт на уборку 59 станций московского метро (из имеющихся 196). На него претендовала одна из крупных красноярских клининговых компаний. Однако, по чисто формальным причинам, эта компания была не допущена к участию в аукционе, так как при оформлении документации была допущена ошибка — в заявке забыли указать конкретную цену конкурсного предложения.
В итоге, 21 декабря все проводившиеся руководством Московского метрополитена 4 тендера за контракты на предоставление клининговых услуг, были объявлены несостоявшимися. В настоящий момент непонятно, как руководство столичного метро намеревается выходить из этой запутанной ситуации, так как после 14 января убирать станции и переходы Московского метрополитена фактически будет некому. Что происходит в столичной подземке сейчас, попытался выяснить корреспондент «МК», спустившийся в метро и постаравшийся взглянуть «изнутри» на ситуацию с уборкой станций, а также на труд работающих под землёй уборщиков.
На большинстве крупных станций метро в Москве количество уборщиков достигает 8 человек на станцию. На менее загруженных станциях количество уборщиков меньше. Именно к таким относится станция «Киевская» Кольцевой линии столичного метро. Загруженность здесь небольшая, поэтому для поддержания чистоты хватает трёх уборщиков. Один работает наверху — в переходе под площадью у Киевского вокзала и у турникетов, а два человека убирают внизу. В обязанности уборщиков входит поддержание чистоты во всех переходах, на самой платформе, входной группе и на эскалаторах.
Основная часть уборки производится ночью, пока метро закрыто. Именно в ночные часы, в отсутствие пассажиров, становится возможным использование проводных моющих машин, не мешая людскому потоку. Уборщики могут спокойно вычистить каждый уголок, отскоблить с пола и стен жвачки и наклейки. Дневная смена уборщиков занята, в основном, поддержанием чистоты, наведённой ночью. Рабочий день для них начинается в 8 утра и совпадает с часом пик, когда весь город едет на работу. Прежде всего, в задачи клинеров в утренние часы входит сбор крупного мусора: пластиковых бутылок, газет, бумажек. Эта работа проводится с 8 до 10. До окончания часа пик другую работу выполнять просто невозможно из-за большого скопления пассажиров.
В обязанности клинеров не входит сбор мусора с путей, а также уборка подвижного состава. Этими работами занимаются другие, специально обученные сотрудники. Клинеры же отвечают за чистоту зоны, которая ограничена на станции известной ограничительной линией, проходящей у края платформы. После того как основной поток схлынул, и большинство пассажиров добралось до работы, уборщики приступают к мытью эскалаторов, которые на профессиональном сленге принято называть «наклонами». Происходит это не ранее 10 часов утра. Все мы видели такую картину не раз, пользуясь метро. Стоя на эскалаторе один за другим, едут два уборщика и по пути протирают влажными тряпками балюстраду по краям.
После этого следует очистка напольного покрытия при помощи влажных опилок. Для этого опилки замачивают заранее в ведре тёплой воды. Затем, приблизительно с 11-30 до 13-00 готовыми к применению опилками подметают пол станции. Влажные опилки просто высыпают в одну линию по платформе, а затем выметают ими всю станцию при помощи специальных широких щёток. Уборщики со щётками всегда движутся против движения поезда, чтобы подходящий состав не застал их врасплох. Как показывает практика, уборка с помощью влажных опилок является самым простым и удобным способом собрать с пола всю грязь, пыль и песок.
В 13-00 начинается уборка платформы при помощи моющей машины. Её выгоняют из специального металлического бокса на платформе. Заправленный жидкостью и дезинфицирующим составом агрегат начинает последовательно мыть среднюю зону станции, проходя её полоса за полосой. Следует заметить, что, согласно требованиям Роспотребнадзора, дезинфекция является обязательной составляющей любых клининговых работ в метро. Это требование является оправданным ввиду большого скопления людей и, соответственно, повышенной опасности распространения любой заразы. Дезинфекции подлежать здесь любые поверхности, а в подсобных помещениях хранится множество канистр со специальной дезинфицирующей жидкостью.
С 14-00 до 16-00 часов уборщики протирают влажными тряпками входные двери, кассовые прилавки, турникеты и углы тамбуров. После 16-00 в подземке начинается вечерний час пик. В эти часы клинеры снова занимаются уборкой мусора и очисткой балюстрад. В таком режиме работают уборщики метро с утра до самой ночи.
Например, на станции «Киевская» обязанности распределяются так. Двое уборщиков внизу весь день моют станцию, а уборщик, работающий наверху, в это время занимается уборкой перехода под площадью Киевского вокзала, собирает окурки, подметает ступеньки, убирает мусор. В случае необходимости, в его обязанности также входит уборка снега снаружи — в пределах пяти метров от выхода из метро на поверхность.
Все перечисленные работы и их последовательность определены в так называемом ТПУ — «Техническом процессе уборки». От работников клининговой компании требуется лишь одно — неукоснительно придерживаться изложенных в нём предписаний. Весь инвентарь, необходимый для производства работ, уборщикам предоставляет сам метрополитен. Контроль над выполнением данных установок ежедневно осуществляют дежурные по станциям. Кроме того, разнообразные комиссии также проводят здесь регулярные проверки. Всё это создаёт обстановку, в которой практически невозможно расслабиться в течение всего рабочего дня. Поэтому встретить в рабочее время в подсобках уборщика почти нереально. Обедают клинеры строго по одному в порядке графика. В тех случаях, когда удаётся быстрее, чем обычно, закончить какую-либо операцию, уборщики не отдыхают, а лишний раз обходят станцию в поисках мусора.
Кроме дежурных по станциям, за работой уборщиков следят также проверяющие из их клининговой компании. Никому не известно, когда именно может появиться проверяющий. В данном случае элемент неизвестности помогает держать клинеров в тонусе и повышает их работоспособность. Корреспонденту «МК» удалось пообщаться с таким проверяющим и задать ему несколько вопросов. Перед тем как встретиться с журналистом, проверяющий по имени Сергей уже объехал восемь станций, а остальные успел обзвонить по телефону. Как рассказал Сергей, он является бывшим военным, поэтому особенно ценит во всём порядок. Своим подчинённым он также старается прививать военную дисциплину уже пару лет — с того момента, как пришёл работать в клининговую компанию.
Для того чтобы станции оказались завалены мусором, достаточно их не убирать в течение всего получаса, рассказывает Сергей. По его словам, в компании в настоящий момент работают, главным образом, выходцы из стран ближнего зарубежья. За место такие работники держатся, условиями в целом довольны, поэтому текучка кадров в компании сегодня незначительная. Как правило, работники, обосновавшиеся на какой-либо конкретной станции. с большой неохотой соглашаются покидать привычное место и переводиться на другое. Главное здесь, по мнению Сергея, хорошо усвоить проверенные годами методы и следовать им. Тогда даже со сложной работой без труда можно справиться.