С тем, как работают люди, каждый день убирающие станции и вестибюли столичного метрополитена, познакомилась корреспондент «Вечерней Москвы» Виктория Филатова. Полдня журналистка провела под землёй, наблюдая, как трудятся уборщики, и даже участвуя по мере сил в их нелёгкой работе по наведению чистоты на территории столичного метро. В качестве гида в её путешествии под землю Викторию сопровождал один из уборщиков — Михаил Туфлиев. Именно он рассказал о том, как работает в подземке уборочная техника, какой режим должны соблюдать уборщики, чтобы наводить в метро порядок, не препятствуя бесконечному потоку людей, какие средства применяют при уборке и многое другое. В северный вестибюль станции метро «Комсомольская» корреспондент и её сопровождающий зашли, когда основной утренний поток пассажиров, наводняющий метрополитен в часы пик, уже схлынул.
Как рассказал Михаил, в стене вестибюля есть маленькие неприметные двери, за которыми скрывается настоящее депо моечных машин. Агрегаты напоминают чем-то комбайны, которые заливают лёд на катке. Выведя в вестибюль одну из таких машин, работник сообщает, что в час дня в метро по плану начинается влажная уборка, поэтому пора мыть и пылесосить платформу. Для такой уборки комбайны выезжают из своего депо дважды в сутки — в час дня и ночью. Днём машина работает автономно, от аккумулятора, так как провод может задеть кто-то из пассажиров и зацепиться за него. Зато ночью пассажиропоток невелик, и у работников есть возможность подключать комбайны к электросети, не опасаясь несчастных случаев.
Прежде чем приступить к работе, Михаил заливает в свой комбайн голубую жидкость. Это специальное дезинфицирующее средство, которым он будет чистить платформу. Прокатиться на комбайне корреспонденту, к сожалению, не удалось. Посторонним, не прошедшим специального обучения, не положено прикасаться к технике, поэтому Виктория остаётся в роли наблюдателя. Больше всего грязи в метро, рассказывает Михаил, скапливается по утрам в будние дни и вечером в выходные. Машина способна справиться не со всяким загрязнением. Есть виды загрязнения, справиться с которыми можно только вручную. Например, жевательную резинку уборочная машина не берёт, и приходится отскребать её руками, с помощью обычного лезвия. Возможно, те, кто бросает на пол жевательные резинки, даже не подозревают, сколько проблем они создают людям, которым предстоит после них убирать.
У многих пассажиров недоумение вызывает использование при уборке метро опилок. Учитывая прекрасную оснащённость уборщиков современной техникой и моющими средствами, сторонним людям их назначение не совсем понятно. Как объяснила администратор службы клининга «Премьер-Сервиса» Светлана Кусонина, которой Виктория задала этот вопрос, опилки по сей день являются незаменимым средством, применяемым при уборке помещений метрополитена. Это практически единственное средство, которое великолепно адсорбирует пыль и грязь на платформах и в переходах, и которое применяется с открытия первой станции метро. Специально намоченными опилками покрывают поверхность платформы, очищая её от грязи, и только после этого запускают уборочную машину. Применяемый при уборке дезинфицирующий раствор, поясняет Светлана Кусонина, совершенно безвреден для здоровья людей.
В стене за эскалатором есть ещё одна дверь. За ней скрывалась крутая лестница, ведущая в подсобные помещения метрополитена. Здесь работники клининговой службы, убирающей московское метро компании, отдыхают, оставляют вещи и переодеваются после работы. Работники рассказали журналисту о том, какие истории случались с ними под землёй. Например, в одной из подсобок для работников метрополитена на станции «Сретенский бульвар» однажды поселился кот, регулярно выходивший по ночам на платформу для прогулки и общения. Работники кормили его, он обжился и уже воспринимался, как своего рода символ станции. Однако один из пассажиров пожаловался руководству на присутствие животного на станции и попросил его убрать. Коту срочно пришлось подыскивать новоё жильё. И теперь он сменил место жительства — его взял к себе домой один из пассажиров.
Во время уборки также случается много интересных находок, рассказывают сотрудники клининговой службы. Находки самые разные — вплоть до драгоценностей и сумок с крупными суммами денег. Такие находки передаются в специальное бюро, где их и следует искать владельцам потерянного имущества. Как посоветовала администратор клининговой службы, не лишним будет запомнить номер поезда, в который вы садитесь. Этот номер написан на переднем стекле и может вам пригодиться в подобной ситуации. Если вдруг вы обнаружите при выходе, что забыли в вагоне какие-то вещи, номер поезда следует сообщить дежурному по станции. Дежурный сообщит о пропаже машинисту вашего поезда, а полиция заберёт ваши вещи на следующей станции, чтобы затем вернуть их вам.