Сегодня Аркадий Хохлов и Олег Герасимов являются соучредителями компании Fast and Shine, годовой оборот которой уже достигает 250 миллионов рублей. А когда-то двое студентов физического факультета МГУ, съездив в Америку, заразились там идеей безводной мойки автомобилей, совершенно новой и непривычной для российских автомобилистов. Тогда они и решили перенести её на отечественную почву. В Америке соучредители молодой фирмы закупили первые партии «химии» для своего предприятия. Позднее они осознали, что эффективнее иметь собственное производство и использовать свою продукцию при сухой чистке автомобилей. Разработкой собственного чистящего средства вместе с совладельцами компании занимались их друзья, тоже студенты, учившиеся на химическом факультете МГУ. Им удалось тогда создать собственный вариант чистящего средства, которое было изначально адаптировано под российские климатические особенности – грязные дороги и затяжные холода.
Как рассказывают сами соучредители компании Fast and Shine Аркадий Хохлов и Олег Герасимов, идея создать свой бизнес и заниматься сухой мойкой машин приходила в голову молодым людям ещё во времена студенчества. Они учились тогда на первых курсах физического факультета МГУ. И один и другой уже имели некоторый опыт в бизнесе. Один из них имел опыт продажи патента на устройство, которое может определять присутствие на посадочной полосе аэродрома посторонних предметов. Второй уже имел собственную небольшую клининговую компанию, а также франшизу студии моментального загара.
Олег Герасимов работал в Америке в рамках программы Work&Travel. Там ему впервые встретилась такая услуга, как безводная мойка. Однажды зимой, уже вернувшись в Россию, он захотел помыть свою машину, однако ехать для этого на авто-мойку у него не было времени, которое всё уходило на работу и учёбу. Но на улице была грязь и слякоть, и машина нуждалась в мойке. Именно тогда Олег вспомнил о виденной в Америке сухой мойке автомобилей.
Он посоветовался с другом, и они решили, что в такой ситуации оптимальным вариантом было бы вызвать на место специального мойщика, который сможет помыть автомобиль прямо во дворе. Так как с подобными проблемами время от времени сталкивается каждый автолюбитель, друзья пришли к выводу, что построенный на сухой мойке автомобилей бизнес может стать в России достаточно успешным.
Первую небольшую партию специальных салфеток и чистящих средств пришлось заказывать в Америке. Они напечатали соответствующие рекламные проспекты, на заказ была сшита брендированная спецодежда и наняты помощники. Пробную мойку решили организовать прямо на стоянке, расположенной у одного из столичных торговых комплексов. Сначала на письма начинающих предпринимателей никто из представителей администрации торговых комплексов не отвечал. Тогда молодые люди решили установить с ними личный контакт, и отправились в ТЦ лично.
Вначале с молодыми людьми никто не хотел иметь дела. Руководство ТЦ просто не могло понять, чем они занимаются. Их принимали даже за бомжей, которые в те времена числили лобовые стёкла автомобилей, остановившихся на светофоре. Наконец, руководитель одного из торговых центров согласился на предложение предпринимателей. Объект был небольшим — магазин находился за МКАДом, а на его уличной парковке было очень холодно и неудобно работать. К водителям автомобилей молодые люди подходили лично и каждому рассказывали о новой услуге, предлагая опробовать средство для сухой чистки на одой из деталей машины. В первый же день им удалось помыть таким образом 17 автомобилей, хотя услуга была совсем новой и никому не известной. Вдохновленные удачей молодые люди решили продолжить бизнес.
На своей первой площадке они проработали в течение нескольких месяцев. После этого они попросили написать им рекомендательные письма руководство торгового центра. В этих письмах рассказывалось, что они предоставляют людям услугу, которая им нравится, добросовестно платят арендную плату и хорошо зарекомендовали себя как партнёры. Имея на руках рекомендательные письма, молодые предприниматели отправились дальше, обращаясь к руководству торговых центров более высокого класса. На этот раз их выслушивали с большим вниманием. В результате они вышли на свой второй объект — торговый комплекс «Лоттэ Плаза», расположенный на Арбате. Это был ТЦ уже совсем других масштабов, с другим уровнем цен и классом клиентов.
Главной проблемой молодых предпринимателей в то время являлось не только скептическое отношение клиентов к непривычной услуге, о которой им приходилось каждый раз рассказывать. Главной проблемой стала высокая себестоимость моющих средств. Стоимость чистящего вещества, при помощи которого производилась сухая чистка автомобиля, составляла примерно 150-200 рублей, так как его приходилось выписывать из-за границы. При этом стоимость всей услуги по мытью машины составляла около 300 рублей. Покупая химические чистящие средства по розничным ценам, молодые люди почти ничего не зарабатывали, например, на автостоянке в первом ТЦ за МКАДом, так как почти вся выручка уходила на покупку средств. Чтобы перейти на оптовые закупки, предпринимателям следовало срочно нарастить мощности и объёмы закупок. Для этой цели им нужно было увеличить до максимума количество точек, что можно было сделать за счёт франшизы.
Устроить это оказалось не так сложно. Предприниматели разместили соответствующую информацию на тематических сайтах. Кроме того, предложения о сотрудничестве поступали также и от клиентов. Как правило, это были приезжие, которые находились в Москве по делам, и через какое-то время, вернувшись в родной город, они желали открыть аналогичный бизнес у себя дома, после того как они видели, как работают на автостоянке при ТЦ мойщики сухой авто-мойки. Франшизу Олег и Аркадий продают сегодня по 200 тысяч рублей. В эту сумму входит стоимость набора моющих средств, который получает от них партнёр, рассчитанный на помывку полутора тысяч машин, коммерческих предложений, инструкций, рекламных материалов, образцов договоров.
Кроме того, партнёры выплачивают им за использование бренда по 4 тысячи рублей ежемесячно, а также приобретают всю необходимую химию. Запуск франшизы стал удачным коммерческим ходом, который позволил предпринимателям повысить узнаваемость бренда, а за счёт оптовых цен на моющие средства удалось максимально сократить расходы на материалы. На сегодняшний день созданная тогда Олегом и Аркадием сеть функционирует уже в 120 российских городах, а также за рубежом: в странах СНГ, Греции и Латвии. Сейчас планируется присоединение ОАЭ.
В настоящее время все необходимые моющие средства компания Fast and Shine, уже не закупает, а производит самостоятельно. Благодаря этому себестоимость одной мойки удалось снизить до 8-10 рублей. Мысль о собственном производстве моющих средств пришла им в голову ещё в самом начале их предпринимательской деятельности, однако долгое время финансовые возможности не позволяли его наладить. Молодым предпринимателям не хотелось принимать в компанию инвесторов со стороны или брать кредиты в банке, поэтому пришлось ждать, пока предприятие нарастит необходимый объём, чтобы заплатить за контрактное производство. Своей цели удалось добиться лишь спустя полтора года работы. У компании уже имелось 40 партнёров в регионах по франшизе и работало 10 собственных точек в Москве.
Приступая к собственному производству моющего средства, предприниматели должны были не только воспроизвести то моющее средство, которое они закупали до сих пор, но и адаптировать это средство под российские условия. Зарубежные средства, которые они использовали ранее, не были рассчитаны на российские погодные условия — грязь и сильные морозы. Знакомые студенты с химического факультета МГУ согласились помочь с налаживанием собственного производства за небольшую долю в их бизнесе. Полгода пришлось потратить на расшифровку начальной формулы, плюс ещё два месяца ушло на сертификацию. Был получен обязательный сертификат, а также сертификат подтверждающий тот факт, что их лаборатория БытХим2 при РАН является единственной в России лабораторией, которая занимается исследованиями в области бытовой химии.
Целью тестирования нового средства было, в том числе, убедиться, что оно не оставляет на очищаемой поверхности микроцарапин. Тесты проходили так. В лабораторию привозили новые отполированные детали кузова, на которые наносилась грязь, а затем запекалась в специальной печи. После этого деталь протирали новым средством, и под микроскопом рассматривали её поверхность на предмет появления царапин. Идеальный состав был найден лишь спустя несколько месяцев экспериментов. Этот состав был одинаково эффективен зимой и летом, не царапал поверхность машины, удаляя сильные загрязнения.
Сертификация обошлась фирме около 2 тысяч долларов. Сумма небольшая, так как молодые люди тогда являлись ещё студентами физфака МГУ, поэтому их принимали как коллег многие научные сотрудники. Несложно было также найти завод для контрактного производства, так как в России много предприятий, которые производят бытовую химию. Достаточно было предоставить им технологическую схему производства нового чистящего вещества, состав и пропорции. Все необходимые ингредиенты приобретались заводом самостоятельно.
Сейчас сервис работает в нескольких вариантах. Существуют стационарные мойщики, которые базируются на крупных городских парковках, в бизнес-центрах и торговых комплексах. Существует также выездная мойка. По звонкам, которые принимают диспетчеры от желающих помыть свой автомобиль автовладельцев, мойщики выезжают на место, где быстро выполняют заказ, приводя в порядок машину. По телефону диспетчеры уточняют номер машины, её местонахождение и время, удобное для клиента. На всю работу уходит около получаса. Такую мойку можно производить в любом месте, так как для этого не требуется наличия электричества, воды или каких-то особых условий.
За день бывает порядка 100 выездных заказов. Пока это направление не слишком активно развивается, поэтому заказов не очень много. Главная задача компании на данный момент — занять лучшие стационарные объекты. Люди сами станут более активно заказывать выездную мойку, если на стоянках они убедятся, насколько эффективно работает сухая мойка. Если на заре своей предпринимательской деятельности Олег и Аркадий сталкивались с трудностями во взаимоотношениях с представителями администрации торговых комплексов, то сейчас они сотрудничают в Москве с 37 подобными объектами, а в ближайшее время к ним присоединятся ещё 16 объектов.
Проходимость во всех местах разная. Фирма работает, например, в бизнес-центрах с корпоративными клиентами. Они, как правило, имеют автопарк, который требует обслуживания каждый день. Теперь у них нет необходимости тратить время на очереди в автомойках. А в торговых комплексах услугами сухой автомойки пользуется, согласно статистики, каждый десятый автовладелец. Таким образом можно подсчитать, что при пропускной способности парковки ТЦ в 1000 автомобилей, клиентами мойки станут примерно 100 из них.
Ценовую политику на всех новых объектах компания старается подстраивать под конкретные условия и клиентов. В центре столицы за удобную услугу автовладельцы готовы заплатить примерно в три раза больше, чем в отдалённом ТЦ за МКАДом, где народ не привык переплачивать. Поэтому и цены будут разные. Сначала они пытались предлагать свои услуги на Арбате за 300 рублей, но клиенты в «Лоттэ» относились с подозрением к слишком дешевой, по их мнению, услуге, отказываясь от неё. Поэтому цены в этом пункте пришлось поднять. Рабочая сила, включающая менеджеров, администраторов, самих мойщиков, забирает почти 40% оборота, на аренду места уходит от 10% до 15%, на расходные материалы — от 5% до 7%. Минус налоги. В результате, у компании остаётся 20-40%.
Ближайшей целью компании является освоение лучших паркингов столицы. Здесь имеются широкие перспективы, так как вариантов множество. Одним из новых проектов является сотрудничество с сетью ресторанов «Чайхона №1». Сотрудник компании, одетый в униформу сети, будет находиться в каждом из её 14 ресторанов и предлагать клиентам мойку их машин в то время, как они едят в ресторане. Подобная схема разработана и для ряда фитнес-центров. Кроме мытья машин фирма занимается продажей бытовой химии собственного производства, которую можно купить в автосервисах и автомагазинах. Взаимовыгодные отношения установлены компанией с шиномонтажами. Здесь бизнес можно назвать сезонным, так как в шиномонтаж люди приезжают весной и осенью, когда они меняют шины на своих автомобилях. В другое время сотрудники шиномонтажа совершенно свободны, поэтому они могут легко добавить к своим услугам сухую мойку, для которой им требуется всего лишь приобретение моющих средств. Компания проводит для них обучение сотрудников и продаёт моющие средства.