Когда-то, в советские времена, жители всех союзных республик не воспринимались жителями российских городов и обеих столиц как иностранные граждане. Они были соотечественниками, и при поступлении на работу национальность будущего работника не имела никакого значения. В наши дни всё изменилось. Теперь рабочие — таджики, узбеки, киргизы — для россиянина и, в частности, для жителей Москвы, стали трудовыми мигрантами или, как их ещё принято называть, гастарбайтерами.
Сегодня труд иностранных рабочих из стран СНГ более всего востребован в таких областях как строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, а также в некоторых других. Среди них и сфера клининга — профессиональной уборки помещений и прилегающих территорий. Круг клиентов клининговых компаний становится всё более широким. Это торговые организации — от крупных торговых комплексов до продовольственных магазинов, вокзалы и аэропорты, банки и промышленные предприятия.
Работа в клининговой компании среди россиян не пользуется особой популярностью — там достаточно тяжелый непрестижный труд и скромная заработная плата. Поэтому привлечение к работе трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья является для большинства клининговых компаний практически единственным выходом в ситуации острой нехватки кадров. Подавляющее большинство сотрудников в штате клининговых компаний в настоящее время — это трудовые мигранты. Как правило, это линейный персонал, непосредственно занятый уборкой объектов.
По словам основателя и главы одной из самых крупных клининговых компаний России «Ронова» Маргариты Авдеевой, в её компании процент мигрантов достигает 98%. Она объясняет это тем, что москвичи не согласятся на те работы, которые устраивают мигрантов. Прежде всего, это относится к условиям труда — практически всю рабочую смену, которая в этой отрасли достигает 12 часов, работник проводит в движении, занимаясь тяжелым физическим трудом с использованием оборудования и инвентаря. Это огромная физическая нагрузка, с которой смогут далеко не все справиться. Когда мигранты приезжают к нам на заработки, выбор у них не такой большой. Кроме того, это, как правило, более тренированные люди, привыкшие трудиться физически у себя дома на огородах и в полях.
Как объясняет Маргарита Авдеева, физический труд для людей, которые работают сегодня в клининговых компаниях грузчиками, уборщиками и т. д., является понятным и приемлемым. Для среднего же российского обывателя, по её словам, физический труд и, в честности, клининг, воспринимается как нечто совершенно непрестижное и даже постыдное. Именно из-за непрестижности такой работы россияне крайне редко идут работать в клининговые компании. Кроме того, за тяжелую работу при полной загрузке и 12-часовых рабочих сменах уборщик получает порядка 18-20 тысяч в месяц.
Если предположить, что в Москве вообще не останется мигрантов из ближнего зарубежья, у клининговых компаний столицы не останется иного выхода, кроме набора новых сотрудников в российских регионах. Но российские граждане сегодня не готовы работать ежедневно по 12 часов за зарплату в 20 тысяч. Поэтому, в первую очередь, придётся поднимать зарплаты работникам. По прогнозам специалистов, рост зарплат по отрасли составит в таком случае от 15 до 50%. Уже сейчас некоторые компании сталкиваются с необходимостью подбора персонала со славянской внешностью (в таких случаях обычно обращаются к услугам мигрантов из Украины или Белоруссии), а то и вовсе исключительно с российским гражданством, когда, например, предстоят работы по уборке режимных предприятий.
На сегодняшний день уже около четверти столичных компаний отказались принимать на работу трудовых мигрантов, рассказывают в компании Facilicom («Чистый свет»). Прежде всего, это касается медицинских учреждений, некоторых торговых комплексов и высокотехнологичных производств. Как объяснила Маргарита Авдеева, контракты в таких учреждениях стоят больше, так как российские резиденты и бывшие мигранты, которые получили российское гражданство, уже понимают, что могут претендовать на большее. Однако большинство клининговых компаний продолжают пользоваться услугами гастарбайтеров. К их числу относится и компании Маргариты Авдеевой «Ронова».
Фонд оплаты труда составляет сегодня в клининговых компаниях порядка 60% от стоимости контракта. Прибыль при этом не превышает 5-10%. Всё остальное приходится на оборудование, инвестиции, накладные расходы, униформу, налоги. Таким образом, в случае повышения уровня оплаты труда, вырастет фонд заработной платы и, как результат, существенно вырастут цены — по прогнозам экспертов и компании «Ронова», процентов на 50. Тем не менее, клиенты вряд ли откажутся из-за этого от услуг клининговых компаний. Как пояснил Артём Макаров, представитель компании Primeх, спрос на уборку сохранится в любом случае, однако, если клининговые компании будут вынуждены увеличить свои расходы, то им неминуемо придётся компенсировать убытки за счёт заказчиков.
По мнению представителей клининговых компаний, из-за повышения стоимости контрактов их клиенты вряд ли начнут теперь набирать собственный персонал уборщиков в свой штат. Для крупного заказчика, каким являются, например, торговые сети, передача обязанностей по уборке профессиональному подрядчику, даже при повышении цены на его услуги, остаётся наиболее выгодным решением. Просто теперь клиентам придётся выделять на клининг больше денег из своего бюджета. По мнению специалистов-клинеров из «Роновы», это приведёт, в том числе, к усиленной оптимизации. К примеру, если сегодня для уборки объекта используется пять человек, то теперь многие клиенты с ограниченным бюджетом попросят оставить из них всего двух, которые смогут обеспечить относительную чистоту, вынося мусор и подметая полы. Те же заказчики, бюджет которых не ограничен, просто поднимут цены на товары, заложив в них дополнительные траты.
Эксперты из компании Facilicom считают, что возможен и другой выход в такой ситуации — оптимизация персонала, которая может осуществляться за счёт универсальных сотрудников. Крупные компании переживут кризис, мобилизовав свои силы и оптимизировав производственный процесс. Но в условиях повышения расходов вырастет конкуренция за кадры, и большое количество мелких компаний не сможет выжить. Как считает Артём Макаров, при отсутствии дешевой рабочей силы, отечественный клининг приблизится к европейским стандартам, так как будет вынужден увеличить использование специальной техники и чаще прибегать к механизированной уборке. Возможно также создание рабочих мест для молодёжи. По его мнению, после «временного провала», вызванного исчезновением мигрантов, ситуация стабилизируется, а москвичи начнут с большим уважением относиться к своему городу, поддерживая в нём чистоту.