За последние годы спрос на услуги профессиональных клинеров в северной столице, как и во всей России, существенно вырос. Попробуем выяснить, кто составляет основную массу потребителей услуг петербургских клининговых компаний, и в какую сумму могут обойтись их потенциальному клиенту такие услуги.
В настоящее время в Санкт-Петербурге существует порядка трёх сотен действующих клининговых компаний различного уровня. По данным исследователей, в частном секторе к услугам профессиональных уборщиков предпочитают обращаться около 10% жителей Петербурга. Если сравнить с аналогичным показателем в крупных городах Западной Европы, можно заметить, что там количество частных клиентов клининговых компаний больше на целых 30% и составляет 40% жителей.
По имеющимся данным, наиболее популярные услуги, к которым чаще всего прибегают жители города, — чистка ковров и мягкой мебели, а также мытьё окон. Именно на эти услуги приходится более 70% всех обращений в клининговые компании от физических лиц. В нашем рейтинге эти услуги занимают первую позицию. На второй позиции сегодня стоит уборка, которую клиенты клининговых компаний заказывают после проведения многолюдных торжеств, а также после окончания ремонта.
Как показывает статистика, чаще к услугам профессиональных уборщиков обращаются частные лица, проживающие в городских квартирах. Реже ими пользуются обитатели пригородов для уборки загородных домов и коттеджей. Это обычно объясняется тем, что жители загородных домов и коттеджей, в большинстве случаев, имеют более высокий уровень жизни и имеют возможность держать постоянных помощников по дому.
Типичный современный клиент клининговой компании в Санкт-Петербурге — это житель городской квартиры в возрасте от 25 до 40 лет, который имеет достаточно высокий стабильный доход. Но в последнее время наблюдается тенденция к большей демократизации этого сегмента рынка: если раньше к услугам профессиональных клинеров обращались только те, кто имел доход выше среднего уровня, то сегодня контингент потенциальных клиентов клининговых компаний стал значительно шире.
По мнению большинства экспертов, главным препятствием в развитии частного сегмента рынка клининговых услуг является недостаток информации. Многие потенциальные потребители услуг клининговых компаний просто недостаточно информированы относительно преимуществ уборки по заказу и о ценах на неё. Кроме того, надо признать, что стандартные цены в индустрии чистоты пока не сложились, несмотря на то, что у каждой компании имеются соответствующие прайс-листы и, конечно, установленные собственные ценники.
Тем не менее, на практике цена на уборку каждого конкретного объекта, как правило, определяется индивидуально после выезда специалиста клининговой компании на место. При этом учитывается объём работ и некоторые другие параметры. Например, стоимость профессиональной генеральной уборки городской квартиры в Санкт-Петербурге составляет от 20 до 130 рублей за квадратный метр. При этом цена будет зависеть и от того, каков характер материалов, с которыми предстоит работать клинерам.
Полная очистка одного окна в городской квартире обойдётся петербургскому заказчику в 350-800 рублей (за каждое окно). При оценке стоимости работ, в данном случае, кроме степени загрязнённости учитывается также удалённость окна от земли. Чистка ковра обойдётся жителю городской квартиры в сумму от 35 до 500 рублей за 1 квадратный метр. Здесь при оценке стоимости работы также учитываются такие факторы как эксклюзивность материала и длина ворса ковра.
Петербургские клининговые компании предлагают своим клиентам также ряд специальных услуг. К ним относятся, например, индивидуальные предложения от клинеров по удалению и защите от граффити, которое обойдётся в 300 рублей за квадратный метр, или ароматизация помещений, за которую придётся заплатить по 200 рублей за квадратный метр.
Всё более популярна среди петербуржцев так называемая биологическая уборка помещений. Уборка производится специалистами клининговых компаний с использованием специальных экологичных чистящих средств. Стоит эко-уборка от 45 рублей за квадратный метр. Существует также специальное предложение для владельцев квартир, пострадавших от пожара. Уборка такой квартиры обойдётся заказчику от 200 до 700 рублей за квадратный метр площади.
На сегодняшний день в северной столице существует огромный выбор клининговых компаний и предлагаемых ими услуг. В такой ситуации жителю города трудно сделать правильный выбор. В идеале следует выбирать ту компанию, качество услуг которой максимально устраивает клиента, в то же время, цена на эти услуги должна быть для него доступна. Однако, делая выбор, следует помнить, что самая низкая цена часто является одним из показателей непрофессионализма исполнителей.
При выборе имеет смысл обратить внимание на перечни услуг, оказываемых выбранной компанией, а также на технические средства, которые применяются специалистами компании, и на стоимость разных видов уборочных работ. Если стоимость этих работ окажется существенно ниже, чем у их конкурентов, стоит задуматься, за счёт чего компания достигает такой экономии. В подобных случаях велик риск стать жертвой кражи или порчи имущества.
Ещё одним важным элементом имиджа компании является наличие своего сайта. Это буквально лицо компании. О многом могут сказать такие нюансы как качественное оформление сайта, а также разнообразные и часто обновляемые разделы. На многих таких сайтах можно познакомиться со списком клиентов компании. Наличие в списке известных имён станет дополнительным плюсом такого поставщика услуг.
Агентство DICOVERY Research Group провело маркетинговые исследования, согласно которым по итогам прошлого года объём российского рынка клининговых услуг составлял порядка 1,7 миллиардов долларов. Ещё в 2009 году эта цифра была почти вдвое меньше и равнялась 1 миллиарду долларов. По мнению экспертов, стабильный рост примерно на 30-40% будет продолжаться также в период 2013-2015 гг.
Все клининговые компании, представленные сегодня на рынке профессиональной уборки, можно разделить на три группы. К первой группе относятся компании, предлагающие узкоспециальные услуги. Вторая группа предлагает клиентам широкий спектр клининговых услуг и относит себя к универсалам. Третья группа предлагает клиентам не только клининговые услуги, но и некоторые другие.
Главным потребителем услуг клининговых компаний в настоящий момент остаются юридические лица, а не частные заказчики. К ним относятся собственники торговой, промышленной и офисной недвижимости. Доля доходов клининговых компаний, полученная от обслуживания корпоративных клиентов, достигает 60%. Доля таких заказов в общем объёме клиентского спроса на услуги клинеров составляет не менее 80%.
Ведущаяся повсеместно в Петербурге активная застройка и, соответственно, ввод в эксплуатацию всё новых жилых, офисных, торговых и производственных площадей обусловливает стабильный рост спроса на клининговые услуги и увеличение объёмов этого рынка. Ближайшие перспективы для клинеров — выход на рынок обслуживания медицинских структур и объектов системы ЖКХ.