В настоящее время в Приморском крае наблюдается активный рост рынка клининговых услуг, который увеличивается ежегодно на десятки процентов. Всё больше компаний Приморского края предпочитают отдавать на аутсорсинг непрофильные работы по уборке их офисов и производственных площадей. Значительный прирост рынка определяют сегодня также государственные компании и учреждения, которые считают невыгодным держать собственный штат уборщиков. Кроме того, росту рынка способствует приход в Дальневосточный регион некоторых федеральных структур.
По словам коммерческого директора ООО «Клининговая компания "Грин"» Андрея Черторинского, на Дальнем Востоке количество клининговых компаний выросло на 20% за последние два года. В дальнейшем, по его прогнозам, их количество будет расти примерно на 7% ежегодно. Как отметил глава ООО «Иван Купала» Даниил Пикин, несмотря на то, что популярность такого нового для местного рынка понятия, как клининг постепенно растёт, для многих клиентов сегодня клининг ещё не стал услугой первой необходимости. Им приходится рассказывать о преимуществах данной услуги и её удобстве для клиента.
Отчасти, рост количества клининговых компаний можно объяснить и тем, что организация клинингового бизнеса, как правило, не требует больших затрат и достаточно быстро окупается при правильном ведении дела. По словам исполнительного директора ООО «Кристал-клир» Игоря Максимова, в тех случаях, когда компания ориентируется на работу с частными клиентами, затраты на организацию этого бизнеса могут окупиться в течение полугода. Однако возможность окупить расходы в короткий срок может обернуться недостатком мощностей для перехода на следующий уровень в дальнейшем. В то же время, компании нужна «финансовая подушка», чтобы сразу работать с крупными клиентами. Такой клиент не сразу оплачивает услуги, а компании нужно закупать материалы и платить работникам зарплату. В результате сроки окупаемости бизнеса увеличиваются. Есть и третий, комбинированный вариант — можно заниматься и крупными объектами, и частными заказами. При таком подходе бизнес может окупиться через год.
Главной составляющей успеха является удачное сочетание индивидуального подхода к каждому клиенту с гибкой ценовой политикой. По словам Даниила Пикина, в настоящее время клининговый бизнес является весьма конкурентным, поэтому, чтобы его окупить, требуется наличие клиентов, необходимые знания и опыт. Большинство стартапов в течение первого же года после открытия прогорают. Сейчас в краевом центре работает около полусотни относительно крупных клининговых компаний. Кроме того, на этом рынке имеются и нелегальные провайдеры, чьи услуги зачастую не гарантируют надлежащего качества работы, а их работники не имеют достаточной квалификации.
С его мнением согласен Андрей Черторинский. По его словам, в клининговом бизнесе, как и во многих других, всё зависит от финансовых возможностей. Существенные вложения требуются уже на первоначальном этапе, когда необходимо организовать обучение персонала. Далее нужно приобрести импортное оборудование и профессиональные химические средства, которые тоже стоят немалых денег. Но если отказаться от обучения персонала и приобретения дорогостоящего оборудования, то о качестве речи уже не может быть. В целом же на качество услуг растёт по мере усиления конкуренции на этом рынке.
По словам Даниила Пикина, в ходе выполнения услуг, его компания постоянно внедряет собственные ноу-хау и методы в административный и производственный процессы, и следит за тем, как персонал их выполняет. Специализированные выставки индустрии чистоты могут быть полезным дополнительным источником информации. К сожалению, они, как правило, проходят в других регионах России. По мнению Андрея Чертринского, проблемой, которая тормозит развитие клинингового бизнеса, является кадровый голод. Сегодня ведущие компании на рынке клининговых услуг пользуются исключительно современным инвентарём и техникой. Деревянные швабры остались в прошлом веке, поэтому в этом бизнесе необходимо специальное обучение персонала правилам пользования инвентарём и правильному подбору химических средств.
Работники клининговых компаний, считает Даниил Пикин, должны обладать квалификацией, достаточной для того, чтобы разбираться в уборочном оборудовании и химических средствах на профессиональном уровне, правильно подбирать оптимальные технологии для каждого конкретного объекта. В то же время, профессия клинера продолжает оставаться не самой престижной. В этом состоит одна из причин, по которым клининговые компании постоянно страдают от текучки кадров. Впрочем, во всех отраслях экономики, в которых используется физический труд, перед работодателем стоит аналогичная проблема.
По сравнению с развитием отрасли в других российских регионах, клининговый бизнес во Владивостоке сейчас только начинает набирать обороты. По словам исполнительного директора ООО «Кристал-клир» Игоря Максимова, у нас многие владельцы предприятий всё ещё пытаются организовывать уборку своих объектов собственными силами, так как привыкли экономить практически на всём. Поэтому к услугам профессиональных клинеров они обращаются, как правило, только в тех случаях, когда у них не хватает собственных людей для уборки или сроки поджимают. Такая ситуация характерна не только для рынка клининга Владивостока. Спрос на услуги профессиональных клинеров небольшой по всей России. На сегодняшний день самые популярные у клиентов виды клининговых услуг — абонентское обслуживание и послестроительная уборка.
В то же время, Владивосток — город динамично развивающийся. Через какие-нибудь пять лет можно ожидать увеличения рынка клининговых услуг не менее чем втрое. Раз в этот вид бизнеса можно будет инвестировать средства, рынок будет развиваться. Психология людей также постепенно претерпевает изменения. Со временем люди поймут, что качественные услуги профессионалов из клининговых компаний, в конечном итоге, обходятся не дороже, чем расходы на неквалифицированное обслуживание. Однако и в этой сфере вряд ли можно будет обойтись без реформ.
По словам Андрея Черторинского, сейчас отрасль клининговых услуг не требует от компаний обязательной сертификации. В результате на рынок приходят непрофессионалы, а потребитель, который не знает, как на этом рынке ориентироваться, подчас делает выбор, исходя из низкой стоимости, выбирая в итоге некачественные услуги. Для того чтобы потребитель мог получать гарантированно качественные услуги, требуется обязательная сертификация, вопрос с которой пока никак не решается.