Профессия клинера в наши дни становится всё более востребованной в России. Растущий объём спроса и предложения на рынке клининговых услуг свидетельствует об активном развитии отрасли. Не являются исключением и клининговые компании города Рязани. По словам директора клининговой компании CleaningTservice Оксаны Тиньковой, в настоящий момент в Рязани насыщенность рынка клининга высока — в сравнительно небольшом городе услуги по профессиональной уборке предлагают более 45 клининговых компаний.
В то же время, Оксана Тинькова подчеркивает, что не считает рязанский рынок клининга переполненным, у каждой компании здесь своя ниша и свои клиенты. Услуги по профессиональной уборке всё более популярны среди населения и организаций города — спрос на эти услуги переживает период интенсивного роста. Как считает глава компании «КС-маркет», занимающейся продажей бытовой и профессиональной уборочной техники «Керхер» Дмитрий Точилкин, потребители могут обращаться к услугам профессиональных клининговых компаний для решения проблем с уборкой, а могут попытаться решить их самостоятельно, своими силами, используя для этого высокотехнологичное оборудование. По его словам, есть небольшие объёмы работ, которые рациональнее было бы решить самостоятельно – например, уборка автомойки после каждого клиента не может осуществляться на основе аутсорсинга и привлечения специалистов из клининговой компании, в данном случае разумнее произвести уборку своими силами.
Многие клиенты сегодня предпочитают платить сторонним фирмам за профессиональное оборудование и убираться самим, а не нанимать клинеров для производства работ. Как рассказывает Дмитрий Точилкин, всё большее количество компаний стараются использовать в работе современную высокотехнологичную технику, сокращая долю ручного труда.
Уборочный рынок в целом можно разделить на три сегмента – бытовой, профессиональный и офисный. По словам Оксаны Тиньковой, наиболее развит сейчас сегмент офисного клининга, так как работникам офисов некогда самостоятельно заниматься организацией уборочных работ. Поэтому они чаще прибегают к услугам клининговых компаний. Целый ряд преимуществ определяет популярность этого сектора рынка клининговых услуг. Одним и таких преимуществ является экономия.
Заказчик, обращаясь к услугам профессионалов, получает персонального менеджера, который освобождает его от всех забот и берёт на себя всю работу с персоналом, занимается выплатой зарплат, следит за соблюдением чистоты и гигиены, приобретает товары, необходимые для уборки офиса, инвентарь, моющие средства, расходные материалы и проч. По мнению директора ООО «Спектр» Владимира Цыганкова, в сегодняшних условиях наибольший рост демонстрирует офисный сегмент, а также торговый, который можно к нему присоединить по популярности.
Для рабочих помещений сейчас характерно взаимное проникновение офисных и торговых функций. Кроме того, офисы всё больше становятся для многих сотрудников вторым домом. Одновременно, технически оснащенные дома уже давно приблизились по своим функциям к работе — это компьютеры, Интернет, сложная бытовая техника и проч. Многие удобства проникают в наши дома с работы, помогая вести домашнее хозяйства. Идёт активное взаимопроникновение бытового и офисного сегментов. В то же время, зачастую и отношение к уборке, характерное для служебных помещений, проникает и в частные дома.
Клининговые услуги всё чаще востребованы также среди частных лиц. По мнению Владимира Цыганкова, именно это является сегодня одной из главных тенденций в развитии рынка клининговых услуг. С ним согласна Оксана Тинькова. Всё большую популярность набирает послестроительная уборка, бытовой клининг, включающий уборку квартир и коттеджей больших площадей, привести в порядок которые для занятого человека практически невозможно. Частным заказчикам предоставляются такие услуги, как генеральная, поддерживающая и послестроительная уборка.
Оксана Тиньков также согласна с тем, что, кроме квартир и коттеджей частных лиц, область применения клининговых услуг растёт за счёт крупных торговых и производственных площадей. Все знают, какими темпами растёт сегодня строительство торговых центров в российских городах. Практически каждые полгода перед покупателями открываются двери новых помещений площадью в тысячи квадратных метров. Эти площади требуют постоянной уборки. Кроме того, на территориях торговых центров работают собственные производства, по своим объёмам зачастую не уступающие многим промышленным предприятиям. А строительство в городе продолжается всё более активно. Это означает, что нас ожидает дальнейший рост спроса на уборку вводимых в эксплуатацию площадей.
По словам Оксаны Тиньковой, в любом бизнесе присутствует сезонность. Она имеет немалое значение и в клининге. Любое время года определяет тот или иной специфический вид уборочных работ. Например, мойка окон и фасадов домов должна производиться весной и осенью. Зимой лучше осуществлять регулярную поддерживающую уборку, летом самый востребованный вид уборки —послестроительная. Кроме уборки помещений, клининговые компании осуществляют также обслуживание территории — производят вывоз мусора, уход за зелёными насаждениями, чистку сливных систем и проч.
Например, середина зимы, с которой у большинства из нас ассоциируются новогодние праздники, каникулы, ёлки и прочие приятные вещи, для клинеров означает рост заказов на послекорпоративную уборку. В такую уборку входит, прежде всего, ликвидация последствий весело проведённых праздников – чистка ПХВ с нанесением полимеров, аквачистка ковровых покрытий, чистка поверхностей из мрамора и прочие сопутствующие работы.
Решение многих задач по очистке, с которыми клинеры встречаются в различных сферах бизнеса, как правило, требуют индивидуального подхода, продолжает рассказывать Дмитрий Точилкин. Индивидуальный подход требуется как при подборе современного технического оборудования, так и при выборе технологий уборки, которые в наши дни также отличаются значительной сложностью. Если ещё совсем недавно при подборе уборочного инвентаря руководствовались остаточным принципом, например, швабры изготавливались из отходов, тряпки из обносков и проч., то сегодня во главу угла ставится наука.
Например, в Японии в 1976 году изобрели микрофибру, которая произвела в сфере уборки настоящую революцию. Теперь даже такой простой предмет инвентаря, как тряпка, изготовленная из современных высокотехнологичных материалов, требует кропотливой работы над её волокнами по производству высокоточных микроскопических отверстий. Сегодня существует огромное количество самых разнообразных мопов, дастеров и щёток, сгонов, скребков, скорблоков для полипэдов и свепов. Вёдра теперь передвигаются на колёсиках, имеют специальные отжимы и контейнеры. Всё это пришло на смену простому венику и швабре. Химические средства и техническое оборудование также делают сегодня уборку высокотехнологичным процессом.
Оксана Тинькова подчеркивает, что вопрос о выборе наиболее подходящего для конкретной работы оборудования каждая клининговая компания решает самостоятельно. Некоторые компании всё ещё в целях экономии средств предпочитают дорогостоящему профессиональному оборудованию и технике оборудование, приобретённое по более низким ценам в хозяйственных магазинах. Они выполняют с помощью такого оборудования заказы своих клиентов, что не может не отражаться на качестве работ. Это непрофессиональный подход, считает Оксана Тинькова, и он не соответствует требованиям современного рынка клининговых услуг.
Современные строительные материалы чрезвычайно разнообразны, и их производители с каждым годом изобретают и запускают в производство всё новые виды покрытий, уход за которыми требует специальных знаний и бережного подхода. Технологии современной уборки требуют от клинеров знаний в области применения новейшей техники, использования инвентаря, вспомогательного оборудования, химических средств и многого другого. Компания Оксаны Тиньковой CleaningTservice постоянно приобретает дорогостоящий инвентарь и технику, а её сотрудники умеют с ними работать. Технология уборки, которая будет применяться на конкретном объекте, подбирается после бесплатного выезда специалистов компании на место. Компания гарантирует качество предоставляемых заказчику услуг.
Однако не только наличие современной техники и технологий определяют качество уборки. Очень большое значение имеет также человеческий фактор. Среди главных требований, которые Владимир Цыганков предъявляет к сотрудникам своей фирмы, можно выделить такие необходимые качества, как адекватность, обучаемость и желание работать. Однако старые стереотипы до сих пор иногда заставляют многих считать, что для профессии уборщика совсем необязательно обладать какими-либо особыми качествами, достаточно просто присутствия на объекте.
В области клининга существует разряд работ, который требует особой подготовки, так как они могут быть связаны с риском. К таким работам относится, например, промышленный альпинизм. Однако и для простого уборщика не менее важны профподготовка, грамотность и умение пользоваться в своей работе новыми технологиями и оборудованием. В условиях современного рынка и конкуренции важно не испортить отношения с заказчиком. А причиной этого может стать не только некачественная работа, но и неграмотно подобранные химические средства, из-за которых в помещении может оставаться неприятный запах, например. Оксана Тинькова отмечает ещё один важный аспект кадровой политики клининговой фирмы. По её словам, персонал компании состоит полностью из работников, имеющих гражданство РФ. Все они проходят соответствующее обучение, поэтому обладают высокой квалификацией и несут ответственность за качество выполняемой работы.
Сегодня в Рязани рынок клининга, как и вообще сфера услуг, переживает период становления и испытывает проблемы, характерные для этого этапа. Такой проблемой, например, является практика подмены реальных конкурентных преимуществ демпингом. Как объясняет Оксана Тинькова, когда заказчик звонит в клининговую компанию, он прежде всего интересуется ценой, но не спрашивает о том, кто и как будет производить уборку. Соответственно, клиент выбирает ту фирму, которая предлагает самую низкую цену. После этого работу такой фирмы приходится переделывать другим. Но переделывать некачественно выполненную работу всё равно приходится профессионалам, так что спрос на их услуги будет всегда.
Директор ООО «Спектр» Владимир Цыганков считает главными условиями для того, чтобы преуспеть на рынке профессиональных клининговых услуг, несколько факторов. Это наличие достаточных финансовых возможностей, которые позволят пользоваться современными технологиями клининга, и дисциплинированный, обученный персонал, способный качественно выполнять порученную работу.
По мнению главы компании «КС-маркет», продающей профессиональную и бытовую технику «Керхер» Дмитрия Точилкина, важнейшим конкурентными преимуществами для клининговой компании являются приемлемая цена, а также быстрота и высокое качество уборки. Всё больше компаний предпочитают использовать высокотехнологичную уборочную технику.
Директор компании CleaningTservice Оксана Тинькова советует молодым компаниям, начинающим свой путь на рынке клининговых услуг, не забывать о постоянном развитии, чаще общаться с экспертами в области профессиональной уборки, посещать специализированные мероприятия — выставки ExpoClean и прочие мероприятия, а также покупать новое оборудование. И главное, постоянно заботиться о высоком качестве предоставляемых клиентам услуг.