Оригинальную систему контроля над качеством услуг, предоставляемых компаниями, занятыми в обслуживании и уборке территорий вокзалов, подведомственной компании «РЖД – Развитие вокзалов», изобрели и внедряют на практике в этой организации.
Идея генерального владельца компании «РЖД – Развитие вокзалов» и её директора Сергея Пака заключается в том, что компания-подрядчик допускается к проведению клининговых работ на территориях вокзальных комплексов исключительно при условии создания с «РЖД – Развитие вокзалов» совместного предприятия и передачи партнёру блокирующего либо контрольного пакета акций.
Схема, по которой осуществлялись закупки услуг «РЖД – Развитие вокзалов» состояла в следующем: дирекция железнодорожных вокзалов, являясь филиалом монополии РЖД, объявляла тендер, а компания, выигравшая этот тендер должна была заключать с заказчиком партнёрское соглашение. При этом в качестве обязательного условия, при заключении данного соглашения, она обязана была создать новую компанию, имеющую уставной капитал 100 тысяч рублей.
После этого не менее половины акций вновь созданной компании по номинальной стоимости передавалось «РЖД – Развитие вокзалов», которая таким образом получала долю в новой структуре. Закупки по данной схеме осуществляются руководством вокзального комплекса с 2009 года, то есть, с момента начала его существования. Такую систему в РЖД назвали «сетевой подход к организации потребительских услуг».
Как сообщил Сергей Абрамов, возглавляющий дирекцию железнодорожных вокзалов РЖД, реализация данной системы обеспечила РЖД доход в размере 1 миллиарда рублей. При этом описанная выше схема использовалась при предоставлении площадей для организации услуг создаваемыми таким образом операторами срезу на нескольких вокзалах РЖД.
Таким образом образовалось порядка 38 дочерних и зависимых компаний «РЖД – Развитие вокзалов», которые занимаются на вокзалах РЖД организацией аптек, сетей общепита, продажей газет, цветов и т. д. По словам Сергея Пака, вокзал является своего рода гипермаркетом услуг, а принцип организации работы по данной схеме он считает правильным.
Кто же заправляет бизнесом на вокзалах? Кандидат физико-математических наук Сергей Пак, занимавшийся в течение последних 15 лет бизнесом в области телекоммуникаций и сейчас являющийся соакционером нескольких небольших компаний, специализирующихся на работе в этой отрасли, в железнодорожной сфере человек новый. Как сообщает СПАРК, Сергей Пак является членом культурно-просветительской организации под названием «Московские служители доброй воли». Согласно заявлению на сайте этой организации, её цель – установление между разными религиозными направлениями, расами, нациями и классами «правильных человеческих отношений» посредством применения доброй воли.
Сотрудничать с вокзальным комплексом Сергей Пак начал только в январе нынешнего года. Именно тогда одна из подконтрольных ему организаций, компания «Вокзал-Инфоком» была выбрана в качестве подрядчика для оснащения крупнейших вокзалов России бесплатным Wi-Fi. Позднее Сергей Пак встал во главе компании «РЖД – Развитие вокзалов».
Сергей Пак является сегодня не только наёмным руководителем компании, но и главным акционером вокзального комплекса. По данным всё той же СПАРК, Сергей Пак владеет 50% акций компании «Вокзал-Инфоком», которая, в свою очередь, контролирует 90% компании «Система-Сервис», владеющей 74,9% акций компании «РЖД – Развитие вокзалов». Оставшиеся 25,3% акций принадлежат дочернему предприятию РЖД «Баминвест». При этом «РЖД – Развитие вокзалов» контролирует 49% акций компании «Вокзал-Информ», где половина акций принадлежит тому же Сергею Паку. С 24 августа 2012 года Сергей Пак числится в списках аффилиированных акционеров «РЖД – Развитие вокзалов».
Следует заметить, что описанная выше схема партнёрства успешно работает не со всеми партнёрами «РЖД – Развитие вокзалов». Не так давно, имеющая контракт на уборку вокзалов компания «Снежный барс» заявила, что «РЖД – Развитие вокзалов» вытеснила её из совместного бизнеса, по причине чего компания в настоящий момент несёт убытки. В связи с возникшим конфликтом, компанией «Снежный барс» было направлено несколько писем в Генеральную Прокуратуру, а также в такие инстанции, как Управление федеральной антимонопольной службы по Москве и Счётная Палата. Кроме того, компания подала на «РЖД – Развитие вокзалов» в суд, где в настоящий момент идёт несколько судебных разбирательств на эту тему.
Схема сотрудничества «Снежного барса» с «РЖД – Развитие вокзалов» и Российскими Железными Дорогами была подробно обрисована в заявлениях, отправленных пострадавшей компании в прокуратуру и другие инстанции. Так, «Снежный барс», выигравший тендер РЖД в 2011 году основал новую компанию «Мастер Клининг», 100% акций которой принадлежали основателю. Однако впоследствии компания была вынуждена уступить 51% акций «РЖД – Развитие вокзалов». После этого, как утверждают в компании, руководство «Мастер Клининг» было полностью заменено вокзальным комплексом. Это произошло в начале 2013 года.
После замены руководства «Мастер Клининга», «РЖД – Развитие вокзалов» разорвала все соглашения об оказании услуг с компанией «Снежный барс» и выдвинул в её адрес десятки исков с требованием о взыскании долга. По словам генерального директора «Снежного барса» Вадима Григорьева, весь объём работ был фактически передан вновь образованному ООО «Универсал-М», которое уже успело получить от компании «Мастер Клининг» заем на сумму в 25 миллионов рублей. Всё это делалось без ведома и согласия «Снежного барса», подчеркивают представители организации.
Согласно заявлению Вадима Григорьева, компанией «Снежный барс» на закупку оборудования для производства работ на территории 70 российских вокзалов было потрачено порядка 60 миллионов рублей. Это оборудование теперь не востребовано и простаивает, по утверждению гендиректора «Снежного барса». Он также заявляет, что от действий «РЖД – Развитие вокзалов» пострадала не только его компания. Со своей стороны, Сергей Пак уверяет, что подробности ситуации, сложившейся вокруг сотрудничества со «Снежным барсом» ему известны плохо.
По словам Сергея Пака, решать, кто в этой ситуации прав, а кто виноват будет суд. Поэтому он не считает возможным давать никаких оценок претензиям бывших партнёров. Однако, отмечает он, ему известно, что работу свою «Снежный барс» выполняет плохо, при этом ещё и не выплачивая своим работникам зарплаты. Работники «Снежного барса», заключает Сергей Пак, теперь устраивают на территории вокзального комплекса забастовки.
С ним согласен Сергей Абрамов, признающий, что не все партнёры компании оказались способными на позитивное сотрудничество. Примером неудачного партнёрства он читает историю со «Снежным барсом». Как сообщил Сергей Абрамов, в отношении руководства «Снежного барса» возбуждены уголовные дела по фактам мошенничества, вина в котором полностью доказана.
Однако имеются и другие примеры сотрудничества. Так, например, одна из крупных компаний, занимающихся организацией общественного питания, работает на столичном вокзале. При этом с «РЖД – Развитие вокзалов» компания заключала в своё время лишь договор аренды. Как сообщил представитель компании, ни в каких схемах партнёрского соглашения его компанию участвовать никто не приглашал, и новых компаний при заключении договора ими не создавалось.
Не все согласны с тем, что в схеме закупок, организованной РЖД, имеются какие-либо нарушения. Так, представитель ArtDeLex юрист Кирилл Дозмаров пояснил, что на компанию «РЖД - Развитие вокзалов» не должна распространяться обязанность привлекать поставщиков услуг посредством проведения тендера, так как компания не является дочерним предприятием государственной монополии. Работа по вышеописанной схеме, по его мнению, является результатом свободного выбора заключивших генеральное агентское соглашение РЖД и компании «РЖД – Развитие вокзалов».