Федеральная служба по надзору за соблюдением прав потребителей и благополучием человека в прошлом году провела проверку деятельности региональных подразделений Роспотребнадзора по Калужской и Смоленской области. Проверка выявила ряд нарушений Административного регламента государственной регистрации и Решения № 299, принятого 28.05.10 комиссией Таможенного союза, касательно применения санитарных мер в Таможенном союзе. Нарушения правил государственной регистрации продукции были допущены рядом должностных лиц в управлениях Роспотребнадзора, расположенных в указанных субъектах Российской Федерации.
Управлениями данного ведомства по Калужской и Смоленской областям сроки оказания услуг по государственной регистрации продукции были самовольно и необоснованно сокращены до 3-5 дней, что явилось нарушением Административного регламента государственной регистрации. Как было установлено в ходе проверки, количество выданных управлениями Роспотребнадзора по Калужской и Смоленской области свидетельств о государственной регистрации в 2012 году оказалось больше в 2-3 раза, по сравнению с предыдущим годом.
Проверкой также было установлено, что численность государственных служащих, в чьи обязанности входила государственная регистрация, а также техническая оснащенность проверяемых управлений Роспотребнадзора в указанный период оставалась неизменной. По мнению проверяющих, к оформлению экспертных заключений в данных подразделениях Роспотребнадзора был допущен формальный подход. В результате, на продукцию, проходившую в это время государственную регистрацию, и не соответствующую требованиям Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических норм, а также подлежащую регистрации Федеральной службой по надзору за соблюдением прав потребителей и благополучием человека, были оформлены свидетельства о регистрации.
Было установлено, что при государственной регистрации продукции и выдачи экспертных заключений в управлениях Роспотребнадзора по Смоленской и Калужской области не проводилась комплексная оценка области применения продукции, а также состава продукции и идентификационных признаков сертифицируемой продукции. Комплекты документов, представляемые при регистрации, также часто были неполными – в них отсутствовали, например, копии документов, подтверждающие ввоз на таможенную территорию Таможенного союза образцов подконтрольных товаров, а также копии документов изготовителя, макеты этикеток, рецептуры, документов, подтверждающих качество и безопасность исследуемых образцов, а имевшиеся переводы документов не были заверены в установленном порядке.
При государственной регистрации продукции, её исследование часто проводилось в лабораториях, не уполномоченных для проведения исследований при государственной регистрации. В то же время, указанные территориальные органы Роспотребнадзора располагали специальными испытательными лабораториями при центрах гигиены и эпидемиологии, уполномоченными проводить подобные исследования.