Существуют определённые нормативы, регулирующие частоту и качество уборки подъездов жилых домов. В обязанности управляющих компаний входит доведение их до сведения жильцов, что, как правило, достигается вывешиванием правил уборки в подъезде дома. Согласно этим правилам, уборка на первом и втором этажах в подъезде должна производиться ежедневно. Ежедневно также в подъезде должны мыть лифт. Остальные этажи нужно убирать не реже двух раз в неделю. Крыльцо убирается один раз в неделю, подоконники должны мыть всего 2 раза, а окна и стены — вообще один раз в год. За более интенсивную работу по поддержанию чистоты жильцам придётся доплачивать.
Тем не менее, даже эти нормы часто не выполняются, и главной претензией жителей столицы (впрочем, как и других городов) к управляющим компаниям остаётся некачественная уборка подъездов, а то и полное отсутствие таковой. Разумеется, для того чтобы поправить такое положение дел, жильцам вовсе необязательно самим брать в руки ведро и швабру. Иногда достаточно добиться от обслуживающей дом УК выполнения нормативов, а иногда просто сменить управляющую компанию или вообще отказаться от услуг УК.
Теоретически отказаться от услуг управляющей компании достаточно просто, но на практике это связано с рядом сложностей, которые обычно мешают жильцам домов довести это дело до конца. Дело в том, что процедуру эту следует начинать, выведя дом из-под власти коммунальщиков и переведя его в непосредственное управление жильцов. Это делается на общем собрании жильцов, на котором переход на новую систему непосредственного управления жильцами дома должно поддержать более половины владельцев квартир. Затем следует выбрать ответственное лицо, которое станет контролировать соблюдение нормативов уборки и платить штрафы за их несоблюдение. Такой человек должен избираться единогласно, что и создаёт самые большие трудности. При этом, чем больше дом и, соответственно, количество жильцов, тем труднее довести эту процедуру до логического завершения.
Имеются и другие способы избавиться от не устраивающей жильцов управляющей компании и организовать уборку подъездов без её участия. Во-первых, можно просто доплачивать консьержке за уборку подъезда или, что ещё эффективнее, заключить договор с клининговой компанией, которая обеспечит комплексную профессиональную уборку всех помещений. В среднем, услуги клининговой компании обойдутся несколько дороже, чем плата за аналогичные услуги, которую обычно берёт управляющая компания. Хотя, попадаются и такие УК, которые наживаются на жильцах многоквартирных домов, злоупотребляя своим положением.
У профессиональных клинеров уборка одного квадратного метра обойдётся в Москве рублей в 20-40 ежемесячно. Впрочем, клининговых компаний существует великое множество, и выбрать фирму с подходящими расценками не составит труда. По словам старшего менеджера по работе с клиентами компании «ЕвроГрупп» Алёны Светличной, услуги клининговой компании, как правило, обходятся дороже, однако и качество уборки несравненно выше, чем то, которое может обеспечить управляющая компания. Как неоднократно замечалось, работники УК часто убирают грязь в основном там, где её хорошо видно, оставляя без внимания менее заметные места, например, моют подъезд, не уделяя внимания грязным плинтусам и подоконникам. Кроме того, клининговая компания, подчёркивает Алёна Светличная, больше дорожит клиентом, которого может легко потерять, так как расстаться с неугодной клининговой компанией значительно легче, чем избавиться от услуг управляющей компании.
Есть ещё один вариант — можно не отказываться от услуг управляющей компании вообще, а просто сменить её на другую. Это также придётся делать на общем собрании жильцов, на котором большинством голосов принять решение об отказе от услуг старой управляющей компании и передаче полномочий новой. С такой инициативой должны выступить активисты из рядов жильцов или старший по дому. Больше половины жильцов многоквартирного дома должны подписать протокол собрания, на котором принято такое решение. Затем подписанный протокол нужно отнести в офис старой УК и потребовать у них выдачи актов о выполнении работ и оказании услуг за последний год, актов осмотра инженерных сетей за 2 последних года, а также договор управления и обслуживания. Все эти документы вместе с протоколом общего собрания жильцов и соответствующим заявлением отнести в «Службу одного окна». После этого придётся ждать 30 дней, в течение которых, если всё сделано правильно, управляющая компания будет заменена.