История задержания Виктора Козбаненко, ректора Государственного университета управления, который недавно пытался получить взятку в размере 7 миллионов рублей, продолжает вызывать многочисленные вопросы. Ректор был задержан накануне праздников, 6 марта, в чайхане «Тапчан», которая расположена в Сокольниках, где Козбаненко проводил время в обществе двух друзей — Льва Давыдова и Максима Жданова. Позднее к компании присоединился бывший заместитель проректора ГУУ Сергей Минасян, вслед за которым и явились представители правоохранительных органов и с поличным задержали всех троих сотрапезников, как сформулировано в полицейском протоколе, «за получение взятки». Как утверждают в московской полиции, ректор ГУУ В. Козбаненко требовал от одной из коммерческих организаций «незаконное денежное вознаграждение». Вознаграждение коммерческая организация должна была выплатить Козбаненко за победу в тендере на заключение государственного контракта по комплексной уборке и хозяйственному обслуживанию территории университета.
Сумма контракта составила порядка 58 миллионов рублей. Взятку ректор запросил через «доверенных лиц», в роли которых выступил уже упоминавшийся выше Сергей Минасян, бывший заместитель проректора ГУУ. Именно он поставил в известность о готовящейся передаче ректору денег столичные правоохранительные органы.
Вся ситуация у многих людей, в той или иной мере знакомых с ситуацией, до сих пор вызывает серьёзные сомнения. Одно из них озвучил студент ГУУ, пожелавший остаться неизвестным. По мнению молодого человека, история с получением взятки вполне может оказаться специально спланированной акцией, целью которой было подставить ректора вуза, попавшего в пресловутый список «неэффективных». Поэтому данный случай можно рассматривать как один из вариантов на законных основаниях избавиться от неугодного кому-то главы университета и заменить его на другого. По словам студента ГУУ, такого мнения придерживается большинство студентов университета, которые давно предчувствовали, что с руководством вуза произойдёт нечто подобное.
Люди, знающие главного фигуранта противоположной стороны, Сергея Минасяна, также пребывают в недоумении. Дело в том, что С. Минасян уже год, как не работает в должности заместителя проректора. В настоящее время он уволился и является одним из учредителей клубного посёлка в Истринском районе Московской области – ТСЖ «Клубный посёлок Монолит». Несмотря на то, что контракт на уборку территорий университета выиграла та же городская организация инвалидов, что и в прошлом году, договор с ними в этом году подписывал не Минасян, а новый заместитель проректора, поэтому Минасян к этому времени фактически уже не имел отношения к заключению контракта.
По мнению жены ректора Козбаненко Юлии и его матери Эльвины Васильевны, Виктор Анатольевич ни в чём не виновен, его просто подставили, и по разрешении данного недоразумения он будет отпущен на свободу. Об аресте мужа и сына женщинам сообщили по телефону, а в тот день всё было как обычно, и ничто не предвещало беды. Связь с семьёй в настоящий момент ректор поддерживает через адвокатов.
По поводу друзей мужа, задержанных вместе с ним в момент получения взятки, жена Козбаненко пояснила следующее. Лев Давыдов является другом Козбаненко уже много лет, и к Государственному университету управления вообще никакого отношения не имеет. Максим Жданов работает в ГУУ помощником Козбаненко, а у Сергея Минасяна Виктор Анатольевич был в своё время научным руководителем — в 2005 году Минасян защитил кандидатскую диссертацию. Все они находились с ректором, по уверениям его семьи, в хороших дружеских отношениях.
У представителей клининговых компаний, участвовавших в аукционе, ситуация вокруг тендера на уборку территорий университета также вызывает массу вопросов. Некоторые представители этих организаций выразили недовольство тем обстоятельством, что тендер на комплексную уборку и осуществление хозяйственного обслуживания территории ГУУ второй год подряд выигрывает всё та же организация — ЭГООИ (Городская общественная организация инвалидов г. Электрогорска). Контракт с инвалидами, по информации, появившейся в прессе, был подписан ГУУ ещё 20 февраля.
Также высказывается мнение, что дело выглядит достаточно странно, так как, несмотря на то, что ректора задержали на месте, с помеченными купюрами, и, казалось бы, никаких вопросов возникнуть было не должно. Но в сообщении МВД указана сумма контракта, которая почти на целый миллион меньше, чем его реальная цена, согласно договору от 20 февраля (т. е. 58 миллионов 905 тысяч рублей, что на полтора миллиона больше прошлогодней цены). Разницу в цене с прошлогодним контрактом можно объяснить тем, что в нынешнем году в договор вошла установка пяти ёлок и двойное увеличение слойности туалетной бумаги.
В кругах профессиональных клинеров, разбирающихся в тонкостях проведения закупочных мероприятий, считают, что у Виктора Козбаненко не было возможности обеспечить за взятку получение «коммерческой организацией» государственного контракта, так как уже второй год тендер на него выигрывает местная организация инвалидов, практически не имеющая конкурентов среди других участников. Более того, до этого уже поступали жалобы от других участников аукциона на то, что тендер специально рассчитан на конкретного исполнителя (в данном случае — организацию городских инвалидов) и получить данный контракт клининговой компании «со стороны» практически нереально. В такой обстановке требование взятки от сторонней компании со стороны ректора ГУУ не имеет никакого смысла.
Другой вопрос — как организация инвалидов собирается осуществлять хозяйственное обслуживание и уборку территории, насчитывающей свыше 116 тысяч кв. метров наружных площадей и 90 тысяч кв. метров площадей внутренних помещений ГУУ? Очевидно, что организация будет вынуждена воспользоваться услугами субподрядчика. По правилам проведения аукциона, к участию в нём допускаются все, включая тех, кто намерен привлекать к работе соисполнителей. Но организация инвалидов, в силу своей специфики, является более выгодным партнёром, так как не платит 18-процентного НДС, что, исходя из цены контракта, составляет немалую сумму в 9 миллионов рублей.
Таким образом, по мнению профессионалов, вымогательство взятки ректором ГУУ В. Козбаненко могло иметь место лишь в трёх случаях. Первый вариант — за «откат» контракт должен был получить субподрядчик, а не инвалиды, и так выигравшие тендер ещё в феврале. Второй вариант — вымогательство взятки было чистым мошенничеством, и сторонней организации обещали контракт, который был давно отдан другому исполнителю (тем более — инвалидам). В этом случае 7 миллионов ушли бы просто в никуда. И третий вариант — городская организация инвалидов также замешана в этом деле и действовала через посредника, в роли которого выступил экс-заместитель проректора Сергей Минасян.