На расширенном заседании комитета по обороне российской Государственной Думы был заслушан доклад, с которым выступили аудиторы Счётной палаты (СП) Российской Федерации Александр Пискунов и Валерий Богомолов. Тема доклада – отчёт Счётной палаты о проделанной в прошедшем году работе по контролю над расходами федерального бюджета 2012 года, направленными на обеспечение национальной обороны. Заседание проходило в закрытом режиме, однако с его результатами прессу ознакомил первый заместитель председателя комитета по обороне Государственной Думы РФ, депутат ГД от партии «Единая Россия» Виктор Заварзин.
По его словам, Счётной палатой в ходе проверки расходования бюджетных средств, направленных на оборону в 2012 году, были выявлены нарушения на сумму, превосходящую 117 миллиардов рублей. В их число вошли нарушения, связанные с превышением утверждённых лимитов при отчислении денежных средств по заключенным с различными предприятиями государственных контрактов на оказание клининговых, банно-прачечных услуг, организации питания военнослужащих и прочих непрофильных видов работ. Здесь были выявлены нарушения на сумму более 70 миллиардов рублей.
Как указано в отчёте аудиторов Счётной палаты РФ, финансовые нарушения были связаны также с нецелевым (10,6 млрд руб.) и неэффективным (23,2 млрд руб.) использованием бюджетных средств. Другой парламентарий, депутат Государственной Думы от партии КПРФ, член комитета по обороне Александр Тарнаев, анализируя отчёт за 2012 год российской Счётной палаты, отмечает, что ряд нарушений в сфере расходования государственного бюджета Министерством Обороны был связан с переходом указанного ведомства на новую для него систему аутсорсинга в таких сферах как клининг, банно-прачечные услуги, организация питания и прочих.
Выявленные проверкой недочёты в работе данной системы, по мнению депутата, помогли обнаружить наличие резервов для сокращения расходов на указанные цели, которые будут учтены при формировании нового федерального бюджета на плановый период 2014-2015 гг. и на текущий 2013 год. Оплата государственных контрактов непосредственным исполнителям в нынешнем году может стать источником экономии расходов государственных средств.
Поясняя свою идею, Александр Тарнаев рассказал, что на сегодняшний день система, по которой Министерством Обороны России заключаются государственные контракты с поставщиками различных услуг, предполагает заключение контракта с одним единственным таким поставщиком, который не является их исполнителем, а, как правило, делегирует свои обязательства по контракту в полном объёме соисполнителям. Такая система ведёт к дополнительному расходованию бюджетных средств.
В качестве примера депутат приводит контракт, заключенный Министерством Обороны РФ с ОАО «Военторг» на организацию питания военнослужащих. Проанализировав договора ОАО «Военторг» с соисполнителями в 2012, аудиторы обнаружили, что прогнозируемая сумма плановой доходности, представляющая собой разницу между ценой договора ОАО «Военторг» с Министерством Обороны России и ценой договора ОАО «Военторг» с его соисполнителями, составляет 672,7 миллиона рублей.
Серьёзные нарушения, по словам Александра Тарнаева, были выявлены также в сфере реализации государственного оборонного заказа и государственной программы вооружения, в которой, как показала проверка, наблюдается низкий уровень исполнения госконтрактов исполнителями. В качестве примеров парламентарий привёл нарушения законности, целевого использования и эффективности при расходовании бюджетных средств на реализацию в 2012 году программы вооружения российской армии космическими средствами. В частности, было указано на невысокое качество поставляемой космической техники. Другой пример – невыполнение обязательств по контракту на сервисное обслуживание и ремонт вертолётов ОАО «Авиаремонт» и срыв поставки шести вертолётов «Кумертауским авиационным производственным предприятием».